фото: thefilmstage.com
Сюжет рассказывает о простом работящем парне по имени, как вы можете догадаться, Мартин Иден, который случайно становится вхож в аристократическую семью, влюбляется в их дочь и на этой почве возникает его сильнейшее стремление стать образованным, а затем и получить признание как писатель.
фото: glas.ru
Интересен путь человека из низов к успеху и признанию. Мартин, в начале своего пути плененный высшим обществе, позже разочаровывается в нем.
фото: kino-nik.com
В фигуре главного героя угадывается и сам Джек Лондон, чей путь на профессиональном поприще тоже был далеко не прост. Посмотрев кинокартину, можно найти много параллелей с жизнью писателя.
фото: pinterest.com
Популярный кинокритик Антон Долин указал на современность этого фильма, несмотря на то, что первоисточник, по его мнению, несколько утратил свою актуальность:
«Марчелло показывает, как мало значит эпоха. В своем изысканном фильме он всеми средствами размывает границы времени и места. Действие переносится из США (куда герой попадает лишь в финале, с мировым турне) в Неаполь. Становится решительно непонятным, когда разворачиваются события. Роль играет и сама вневременная природа пейзажей (даже городских) обветшалой Италии, но эффект достигается намеренно — за счет бесчисленных анахронизмов. Они проявляются в одежде, сочетающей приметы щеголеватости рубежа веков, неореалистической послевоенной бедности и даже сомнительного шика 1970-х; в мебели и обстановке — повсеместны черно-белые телевизоры и пишущие машинки в духе 1950-х; в речи главных героев и их поведении. Иден читает как свои стихи Элиота, опубликованные в 1940-х, а в кино они с его возлюбленной (ее теперь зовут не Руфь, как в книге, а Элена) вообще идут на «Познавая белый свет» Киры Муратовой, вышедший в 1979-м.
Дополнительно запутывает дело закадровая музыка в диапазоне от Прокофьева и Дебюсси до Джо Дассена и звезды итальянской эстрады Даниэле Паче. Снятые на пленку и стилизованные под старое кино сцены из жизни Мартина поэтично перемежаются архивными кадрами, вконец сбивая зрительский прицел и делая фильм Марчелло обобщенным портретом столетия.
В романтической интерпретации режиссера эта история перестает быть социальным и политическим романом, двигаясь в сторону притчи о вечной неудовлетворенности творческой личности».
фото: kinonews.ru
фото: twitter.com
Долин также отметил, что это кино с отчетливым «русским следом». В Мартине Идене легко узнать знакомых нам со школьной скамьи «лишних людей» - трагичных, несчастных, но невероятно смелых и притягательных.
«ДНК этого мало на что похожего фильма — сопротивление мейнстриму любой ценой, будь то страсть к стилистической эклектике, позволяющей ускользнуть от любых четких определений, или несколько комическое нежелание быть как все, которое автор полностью разделяет со своим героем. Они даже бравируют своей несвоевременностью, несовпадением с окружающим миром и эпохой, как самый радикальный из русских «лишних людей» — Обломов, с которым неожиданно сравнивает Мартина Идена его издатель».
Кинокритик приводил и другие аллюзии, которые мы предлагаем зрителям самим отыскать в фильме во время просмотра.
Интересный факт, следующий свой фильм Пьетро Марчелло снимает по «Алым парусам» А.Грина и при содействии с российскими продюсерами.