Де Ниро сыграл жуликоватого продюсера Максвелла Барбера, владельца маленькой кинокомпании «Чудо», чей последний провокационный фильм «Монашки-убийцы» комично провалился в прокате. В самом начале нам показывают акцию протеста неких монашек и священника, которые по-настоящему обиделись на такое надругательство над верой и служителями культа и явно для большего комизма ходят и скандируют с транспарантами по кругу у входа в кинотеатр. После такого фиаско продюсер оказывается в двух днях от смерти: он докатился уже до того, что на съемки провалившегося фильма брал деньги взаймы у негритянского мафиози Реджи Фонтейна. Правда, тот сам матёрый киноман и опять же комичнейше постоянно сыплет сравнениями про всё подряд с эпизодами из различных классических картин Голливуда. И это обстоятельство, как увидите, потом ещё сыграет огромную роль в финале. Деньги по мерками 70-х годов большие — 350 тыс. долларов. Как отдавать — непонятно, но чудесным образом подворачивается спасательный круг — молодой и намного более успешный продюсер Джеймс (Эмиль Хирш), уже потомственный киношник, которого Барбер знает ещё со времён, когда тот был ребёнком. Он хочет заполучить очень хороший сценарий «Парадиз», права на который давно принадлежат Барберу и с которым можно замахнуться на «Оскар».
Ещё не оформив договор, он уже начинает по нему сьёмки и... по сути тут же наталкивает Максвелла на «гениальную» идею о страховке главной звезды. Это и есть та голливудская афера. Она по замыслу и с долгом Фонтейну тоже должна очень быстро помочь продюсеру рассчитаться — как бы снимая фильм «Старейший стрелок на Диком Западе». Да-да, именно «как бы».
И уже здесь герой Де Ниро показывает двойственность своей натуры: и творца (даже если это не режиссёр, а продюсер), и бизнесмена. Это его почти разрывает. И становится тоже двигателем сюжета. Все ли продюсеры в Голливуде такие? Нет. Творец периодически берёт в нём верх даже тогда, когда нужно прежде всего как-то добыть деньги и спасти свою жизнь.
А та самая главная звезда как бы фильма — ветеран вестернов Дюк Монтана (Джонс), давно уже не снимающийся, но... Барберу он вдруг и понадобился. Сцена, как его находят в доме престарелых актёров и вытаскивают на сьёмки — целая отдельная комедия, где другие ветераны даже напомнили каких-то знаменитых «стариков МХАТа».
Цитата
-Не стреляйте! Мы продюсеры!
-Всю жизнь мечтал убить какого-нибудь продюсера.
У Монтаны свой бэкграунд (даже мелодраматический), тоже очень интересный характер, и неожиданное возвращение в кино как бы и возвращает ему интерес к жизни. В какой-то момент даже кажется (правда, всё-таки ошибочно), что у него вдруг случится роман с молодой режиссёршей Меган Альберт. Её Барбер взял для постановки картины после довольно смешного отбора из разных кандидатур. Для неё он самый настоящий кинокумир с детства и образец настоящего мужчины.
Словом — ещё одно кино про кино, напомнившее и про относительно недавнее «Однажды... в Голливуде». Напомнившее именно при первом появлении Монтаны. Несмотря на «чёрный» юмор и почти отчаянное положение Макса, в целом «Аферу» с историей Тарантино (за исключением своей концовки она более лёгкая) роднит и тема кино, и всё же беззаботность, и романтизация того времени — 60-70-х. В этом и прелесть.
Фото:kino-teatr.ru
И если говорить ещё об одном кино про кино - «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов — то вспомнилось здесь и оно. Его главного героя, Эдди Мэникса, в сцене ближе к финалу Барбер своим монологом, обращённым к Монтане, где требует доделать его работу наутро в последнем дне сьёмок, напоминает просто один в один! И в ней он почти кричит и как творец, и как киноделец — в потрясающе едином порыве. Потрясающе убедительно. А фраза в одной из сцен «Нам тут не индейцы НЕ НУЖНЫ» явственно напомнила и ещё один фильм Коэнов — знаменитое «Старикам тут не место». Просто из-за названия, конечно.
Стоит упомянуть и ещё об одной актёрской работе — Зака Браффа, сыгравшего второго продюсера, Уолтера, племянника Барбера. Он, похоже, и задуман был, и получился немного недотёпой, который прекраснодушен, наивен, по натуре совсем не такой аферист и хитрец, как его дядя, но и не такой искушённый киношник. Но задатки неплохие и герой как бы обещает, что и ему самому удадутся в будущем какие-нибудь незаурядные фильмы.
Оценка: 8 из 10.
Кирилл Янчицкий