На следующий день снова был отвратный дождь, и мы висели на трассе часа три, вяло перемещаясь от одного подобия крыши к другому. Шел второй день, а мерзкая Норвегия не становилась ближе. Мы выглядели мокро и уныло, и никто не хотел нас брать. Но, как ни странно, именно наш облезлый вид поспособствовал удачному перемещению в Норвегию: спустя где-то час прогулки под дождем вдоль трассы нас подобрал парень с каяком на крыше. Спросил: « Where are you from, guys?» Мы промямлили: «From Russia». Парень сказал: «Ну и отлично, садитесь!». Аркадий оказался русским врачом, занимающимся наукой в Норвегии, и заядлым каякером. Он как раз ехал после очередного сплава и заметил нас, как он сказал, «по одежде явно не европейцев. Подумал, может, поляки». Аркадий довез нас до Осло, пригласил в гости в свой дом с лесом вместо палисадника.
Как бы политнекорректно это не прозвучало, но Осло поразил нас обилием афроамериканцев, женщин в парандже, трудовых иммигрантов. Мы не имеем ничего против них, но соотношение викингов и приезжих удивило неприятно. В этом есть плюсы и минусы: когда видишь, как приезжие насаждают свою культуру, невольно вспоминаешь про все эти разговоры про понаехавших. К большому сожалению, все встреченные нами попрошайки на улицах норвежских городов - понаехавшие из ближневосточных стран. Но здесь нельзя делать однозначных выводов: мы видели и афроамериканцев, которые плевали и мусорили на чистых улицах, и арабов, которые несли кожурки от апельсинов до урны. Но последние выглядят вполне ассимилировавшимися, в то время как первые продолжают исповедовать тот образ жизни, которым они жили у себя в стране. И вот это расстраивает. Когда едешь в Норвегию, все-таки рассчитываешь увидеть особенности северной страны, а не очередное скопление людей в парандже.
Магазин троллей. Все дорого, по-норвежски дорого.
В городок Мюрдал мы доехали на поезде. Оттуда начинается знаменитая Фломская железная дорога - одна из самых крутых железных дорог в мире, 20 километров которой строились 20 лет усилиями местных жителей. Проехаться по этому чуду света стоит 250 норвежских крон и 45 минут времени. Поэтому мы пошли рядом с ней пешком. Наверное, каждую фотографию из отрезка этой дороги можно вставлять в настенный календарь с природными красотами.
Люди здесь настолько безопасные,что утки вылезают на берег и клянчат еду прямо у газовой горелки.
Козы находятся за забором под напряжением. Андрей об этом не знал.
В город Берген мы приплыли уже под вечер на пароме. Красиво, как всегда дорого и абсолютно бесперспективно в плане ночевки в палатке. После долгих блужданий среди исторических построек решили встать палаткой прямо в центральном парке. Конечно, золотая точка Бергена - деревянная набережная Брюгген, около четверти домов которой сохранилось с 1700 года и раньше. Рядом рыбный рынок, много яхт, много русских туристов, много милых европейский старичков, пенсия которых явно позволяет завтракать в тех ресторанах, куда мы не осмелились заглянуть даже в ознакомительных целях. Питались мы в основном консервами и тем, что было найдено-поймано.
Лавка старьевщика. Там действительно не протолкнуться. И хозяин - очень жадный мужик, зажал стрелку от часов и не продал за две кроны.
Из Бергена выезжали снова автостопом. Один из неприятнейших моментов в перемещении стопом по Норвегии - туннели. Бывает так, что приходится очень долго идти в поисках удачной точки, а в итоге упираешься в туннель, перед которым никто не остановится. И нужно либо идти обратно, либо сквозь туннель. Ежу понятно, что приятного в этом мало как для пешехода, так и для автомобилистов.
В реконструкторскую деревню викингов (Авальдснес) попали уже под вечер. Все викинги уже разошлись по своим домам с телевизорами и кондиционерами, и реконструкторская деревня опустела. Там был встречен первый за всю Норвегию рунический камень (и, скорее всего, ненастоящий) и найдены два свежих куриных яйца на ужин. Еще мы купили очередные безвкусные консервы. Почему-то все норвежские консервы были безвкусными и странными на вид. Когда мы ели одну из банок на пароме, по вкусу и лицам смотревших на нас норвегов она напоминала собачий корм. Следующим нашим попутчиком стал дядька, который говорил, что all vikings died in Norway, все мужики стали как бабы, «Пьютин ис гуд президент, Пьютин ис е френд?», и слушал «Раммштайн».
Деревня викингов
Далее планировалось добраться до известнейшей норвежской достопримечательности - утеса Прекестулен. Опять на пароме. Прямо перед паромом к нам подошел парень и сказал, что если мы едем на Прекестулен, он охотно нас подбросит, потому что у него все равно нет планов на вечер. Кстати, эту фразу мы слышали довольно часто: «Мне не сложно вам помочь, у меня все равно нет планов на вечер». Нас подвезли абсолютно безвозмездно, и его даже не особо интересовали наши байки: когда мы спросили его, понимает ли он наш английский, он сказал «Я слышу только бла-бла-бла, но это неважно. Мне все равно весело».
Дальше мы выдвинулись в сторону самой южной точки Норвегии и маяком на ней. Нашли по дороге 200 крон и ночевали в лесу. В сторону маяка мы поехали со шведом, который был панком в отставке, весь покрыт татуировками и предложил подбросить нас к подножию маяка на ночь глядя, так как он, опять же, «никуда не торопится и вообще, сам хотел бы посмотреть на маяк, почему бы и нет». От него мы много узнали про шведское правительство и обязательность местных чиновников. Например, если сказано, что дорога должна быть проложена к такому-то году, то она там будет именно в это время.
Источник норвежского богатства. Андрей сказал, что это не так, и настоящий источник норвежского богатства - честный король.
Там, где красиво, норвег влепит дом.
Ночью начался ливень, и мы проснулись в луже: палатка стояла в углублении, а ливень был настолько сильный, что вода перехлестнула через бортик и промочила все – спальные мешки, вещи, остатки еды. Пришлось собирать их под дождем и чесать на вокзал, откуда мы поехали в аэропорт Осло. Оставшийся день провели, питаясь кофе и бесплатным интернетом. Спали в тележках для багажа, а кто-то в это время спал целыми семьями на полу, в загончике из других тележек, кто-то - в углу за горшками с кактусами.
Возможно, стоило бы упомянуть что-то про менталитет норвегов. Но мы бы не сказали, что они сильно отличаются от наших представлений о среднестатистических европейцах. Размеренные, уверенные в себе люди, которые подвозят тебя не потому, что ты выглядишь жалко и беспомощно, а потому, что им «не сложно, и нет других планов». Хотя есть пара бросающихся в глаза особенностей: многие продукты в магазинах лежат за пределами магазина, просто с ценниками на улице, и за ними никто не следит (и, судя по всему, никто не ворует). Зато велосипеды крадут направо и налево. Это настолько «расходный» материал в Норвегии, что скрученное седло является поводом для покупки нового «коня». Они валяются повсеместно в разной степени разобранности".
Валерия Лобанова
Фото героев материала