Однажды, решив запечь пару курочек на дружный коллектив, увидел, что все плиты заставлены кипящей в воде капустой. Сосед деловито сновал между ними. «Зачем вам столько?» – поинтересовался я. «Это мой рацион на неделю», – как-то грустно ответил он и подарил мне кочан, – вы же, русские, любите капусту и умеете готовить? Возьмите в подарок». Стало искренне жаль человека. С добычей продуктов для готовки никто в лагере трудностей не испытывал, поэтому я решил, что он просто не умеет разнообразить свое меню. Поэтому вечером оторвал щедрый кусок свежеиспеченной курятины с хрустящей корочкой и пошел к нему нежданным гостем.
Сосед открыл дверь и увидел меня с ароматным блюдом. Тут случилось неожиданное – он расплакался и стал лепетать что-то на французском. И лишь одну фразу удалось уловить: «J'ai une gastrite». И не надо быть полиглотом, чтобы понять, что же так терзало его. «Все хорошо, – сказал ему, – я доктор. Когда вам ставили такой диагноз и кто советовал режим питания?» После нехитрого пятиминутного допроса оказалось, что лечение назначено женой, а у врачей он не был.
Пришлось безответственно пойти на нарушение. «Разрешаю вам сегодня скушать эту курочку, а завтра утром ко мне», – безапелляционно скомандовал я. Он просиял и произнес что-то невероятно хорошее на французском. От такой искренней благодарности пришлось просиять и мне. После этого сосед, думая, что я понимаю этот язык, все время что-то радостно на нем кричит, завидев меня в любом конце лагеря.
С другой стороны, французские ругательства недаром считаются весьма богатыми и изощренными. Люди, которые только начинают путешествовать, часто забывают о том, что носители их языка могут встретиться повсеместно. И иногда соблазн выругаться перевешивает все остальное.
Вот очаровательная девушка на стойке регистрации спорит со знакомым уже акцентом. Видимо, не получает того, что хотела, и выдает длинную замысловатую фразу на языке любви. Я млею от этого чудесного выговора. Люди из соседних очередей выкатывают глаза, строят гримасы негодования, а некоторые особо хрупкие дамы озираются в поисках места для падения в обморок. Девушка, видя реакцию окружающих, алеет и убегает. Находясь в состоянии когнитивного диссонанса от красивой французской речи и вызванной ею реакции, спрашиваю одного из соседей по очереди – что случилось? Он ответил, что такого замысловатого ругательства не слышал со времен пропащего детства на отдаленных бандитских улочках Нигерии. Прелестный все же язык.
Николай Черников