На Восток... Дальний
В 2004 году мы с Александровым привозили в Красноярск нашу совместную выставку «Цвет и Тень». Город мы этот любим, и все творческие поездки на восток у нас были через него. Там живут очень дорогие нам люди – художники. Вот один из них, Сергей Ануфриев, который сейчас руководит отделением по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку Российской академии художеств, и предложил нам выставку в Красноярске. Он сам керамист, занимается эмалью, стеклом. Есть желание потом эту экспозицию показать и в других городах. Изначально не было задумки делать выставку-ретроспективу. Хочется показать новые работы. Мне кажется, что персональные выставки для художника имеют некое историческое значение в плане того, чтобы подвести определенный итог. Я элементарно не могу одновременно свои работы увидеть, потому что я художник, который работает сразу над сериями. Понятно, что если серия состоит из, допустим, 20 листов, то расставить это в пределах своей мастерской не получается – надо делать выставку.
Презент мужа
Надо отдать должное – мой супруг и соавтор по выставке Сергей Александров взял на себя все функции главы семьи, занимаясь с детьми (их двое, 13 и 5 лет, – примечание «БК»), а я только работаю. За долгие годы моего метания между обязанностями педагога, художника, матери, повара, водителя и еще кого-то – сколько еще этих социальных ипостасей существует – он понял, что сейчас мне необходимо просто рисовать, и подарил мне это время. Только выставка покажет: с пользой я временем распорядилась или нет. Получается, что из примерно 150 работ, которые мы планируем представить в Красноярске, половина работ Сергея и примерно половина моя. Очень хочется создать цельную, грамотную и интересную экспозицию. Связать живопись Александрова и мою графику в единую картинку. Для нас это уже десятая по счету совместная выставка.
Человек мира
Моя излюбленная тема – пейзаж. Правда, он у меня чаще фантазийный, без привязки к конкретному месту, ведь я считаю себя человеком мира. Мне нравится история: приезжают к нам художники из других городов и говорят: «Что вы все тут в Омске такие разные, креативные: один формалист, другой абстракционист, третий портретист». Я отвечаю: «Вам хорошо – вы живёте в Красноярске или на Алтае, у вас везде красота: что увидел из окна, то и пиши. У нас же сотни километров – степь». Если я только ее рисовать буду, то, наверное, мне очень грустно будет. Я много путешествую; если есть выбор, то предпочту путешествие на своей машине. Очень люблю управлять автомобилем – это момент, когда я могу побыть сама с собой и оглядеться. И фрагменты городской жизни, и меняющаяся картинка за окном часто наталкивают меня на создание графических листов, порой целых графических серий.
Крутой замес
Я смотрю на лист и вообще не думаю, буду показывать его или нет. Часто бывает так, что работа вообще нигде не показывается, передумывается или продается. Предугадать судьбу работы невозможно, да и зачем?! Думаешь о творчестве, рисуешь, потому что не можешь не рисовать. Я работаю карандашом, и, однозначно, все мои работы будут черно-белыми. А зрителей хочется удивить, порадовать, удержать, поэтому создаю вариации композиционные, тоновые, фактурные. В данном случае хорошо, что выставка совместная, так как, возможно, будем мешать в экспозиции цвет и тон.
Искусство – это дорого
Большая выставка – недешевое удовольствие. Абсолютную сумму сейчас назвать сложно – РЖД может повысить стоимость билетов, а у нас по 4 поездки будет на двоих. Примерно 30 тысяч рублей только на дорогу. Работы отправляются заранее, отдельно, и на доставку уйдет где-то тысяч 30. Около 40 тысяч рублей я вложу в оформление своих работ, но это оправданные затраты и можно сказать, что необходимые. Плюс проживание в Красноярске, банкет, печать буклета. Выставка не сиюминутная, и от нас она требует определенной подготовки.