Павел Блюме: «Первая книга – почти как дитя»

Известный омский поэт рассказал, что нужно сделать для того, чтобы твои стихотворения увидели свет.

 

– Как поэту понять, что его стихи уже готовы выйти на аудиторию и выпуск сборника не будет преждевременным?

 

– Маяковский говорил, что написанное стихотворение нужно положить в стол и дать ему полежать неделю. Стихотворению нужно дозреть, не стоит публиковать его сразу: возможно, спустя какое-то время ты посмотришь на него по-другому. В начале своего творчества поэт вообще не защищен, не слишком хорошо умеет обращаться с метафорами, он просто открыт миру. Многие поэты стесняются своих первых сборников, впоследствии группируют несколько сборников в одну книгу, отбирая лучшее, даже выдают свой второй сборник за первый! Главное, когда даешь своему творчеству дозреть, не впасть в крайность: стихотворение может залежаться, и потом тяжело будет вернуться к этому порыву вдохновения.

 

– А вы помните, что чувствовали, когда выпустили свой первый сборник?

 

– Первая книга – почти как дитя. Помню, как радостно бегал с ней по городу. От избытка чувств хочется качать ее, подбрасывать в воздух…

 

– Поэта можно «измерить» тиражами выпущенных им книг?

 

– Возьмем, к примеру, поэтессу Эмили Дикинсон. При жизни она опубликовала менее десяти стихотворений, а после ее смерти оказалось, что их у нее было почти две тысячи! Сейчас критики называют ее одним из величайших американских поэтов. Однако, если поэт хочет самостоятельно позаботиться о том, чтобы его стихотворения жили, каждый сборник необходимо выпускать тиражом как минимум 100 экземпляров. У меня готовится к выпуску шестой по счету сборник, тираж обычно варьируется в пределах 100-500 экземпляров, и чаще всего все выпущенные книги расходятся по читателям.

 

– Можно ли говорить о коммерческом успехе?

 

– Как говорила Белла Ахмадулина, для поэта он скорее невозможен. Но я не бессребреник, стараюсь как минимум покрыть расходы на выпуск тиража, и зачастую это мне удается. Обычно услуги типографии обходятся мне в 10-25 тысяч. Помогают презентации, на которые я обычно приглашаю от 20 до 50 человек. Это может быть творческий вечер с чтением стихов, выступлениями приглашенных коллективов. Во время таких мероприятий расходится часть тиража. Что-то я отправляю людям, которые работают со мной – дизайнерам, художникам, редактору. Так получилось, что мои соратники по творчеству живут в разных городах – это Екатеринбург, Санкт-Петербург, Тюмень. Так мои стихи «путешествуют» по стране.

 

– А можно ли найти кого-то, кто проспонсирует поэзию?

 

– Мне удалось это в четырех случаях из шести. Предполагаемого спонсора важно заинтересовать еще до начала работы над книгой – к примеру, выбрав тему, созвучную его деятельности. В случае с шестым сборником, «Город», я сотрудничал с нашим финно-угорским культурным центром. Обычно спонсор полностью или частично покрывает расходы на выпуск тиража, потом ему отходит какая-то часть экземпляров (10-20). А ты можешь, к примеру, посвятить стихотворение этой организации.

 

– Кстати, а «штучные» заказы на тематические стихи у вас бывают?

 

– К 8 марта, к примеру, был заказ от Краснодарского роддома: 18 четверостиший о женщинах. Обращался к жене за помощью, чтобы она рассказала о женской доле. Опыт в материнстве у нее есть: нашему сыну два года.

 

– Стихотворения в сборнике обязательно должны быть объединены общей темой? Обязательно ли выбирать что-то «узкоспециализированное» или можно обратиться к вечным темам?

 

– Распространенная ошибка у начинающих поэтов – это разнобой. Сборник начинается с замысла, с выбора темы. Это может быть то, что тревожит многих: любовь, расставание, война, природа. Об этом поэты пишут веками, поэтому важно досконально изучить тему, в том числе и то, как писали об этом великие творцы. Ты должен знать, что говорили о любви другие авторы, чтобы обрести свой собственный голос, сказать о ней по-своему и тем самым удивить читателя. Как говорил о своем уникальном стиле Пикассо, «Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».

 

– В работе над шестым сборником вы пошли сложным путем и выбрали нетривиальную тему. Как проходило погружение?

 

– Я изучил огромный пласт культуры: живопись, классическая музыка, сказки, мифология, история правления монархов, география… Уже потом, когда ты наполнен этими знаниями, тема позовет тебя сама.

 

– Сколько стихотворений должно быть в сборнике?

 

– Обычно поэт начинает с 20-30 стихов. Потом, готовя следующие книги, приближается уже к 30-40.

 

– Интернет дает простой и быстрый выход на аудиторию. Не страшно подавать голос в таких условиях? Ведь и обратная связь тоже будет быстрой и, возможно, не всегда приятной…

 

– Конечно, когда даешь прочитать стихотворения близким, получаешь в основном восторженные отзывы. Поначалу я так и делал: писал в большей степени для себя, для близкого окружения. А потом уже стал задумываться о читателе, о том, что это за человек. Отзывы я и вправду получаю разные. К примеру, может написать доктор наук, похвалив мой сонет – это очень приятно. Но бывает и негатив, когда пишут «не пишите больше никогда, не отправляйте нам своих стихов». Такие сообщения я получаю и до сих пор. Восприятие поэзии субъективно, но негативные отзывы не могут остановить творчество.

 

– Довольно странно для опытного поэта… Сколько лет вы уже пишете?

 

– Я начал в 17 лет, то есть пишу уже 18 лет. Первый сборник вышел, когда мне было 28. Считаю, что начало творчества у меня довольно позднее, потому что, к примеру, Блок первые стихи написал в пять лет, Цветаева – в шесть. Хотя, конечно, это уникумы. Но часто поэты начинают лет в 8-11. Есть, правда, и более поздние случаи: к примеру, первые стихи Есенина увидели свет, когда ему было 19. А Окуджава свою первую песню написал во время службы в артиллерийской бригаде, когда ему было 22.

 

– Как филологическое образование повлияло на ваше творчество?

 

– Представьте: ты в огромном количестве читаешь произведения великих, и они буквально подпирают тебя своим могуществом – ты такой маленький рядом с ними, Пушкин как встанет во весь свой рост! Поначалу, конечно, ты им подражаешь. Я долго шел к себе: первые три сборника у меня были скорее подражательные. А вообще, если ты учишься на филфаке, не факт, что это гарантированно приведет тебя в литературное творчество. И не факт, что выбор иного направления образования станет препятствием. Андрей Белый, к примеру, учился на физико-математическом факультете, Андрей Вознесенский окончил архитектурный институт.

 

– Но наверняка филологическое образование помогает как минимум самостоятельно редактировать свои книги?

 

– Действительно, грамотность и близкое знакомство с литературным языком позволяют быть самому себе и корректором, и редактором. Но порой все же эффективнее обратиться к профессионалу, которому ты доверяешь. Тяжело править текст, когда тебе дорога каждая его строчка. Мне, например, недавно редактор посоветовал в одном стихотворении вычеркнуть два четверостишия. Я три дня держался за них! Хотя и знал в глубине души, что редактор прав. Я до сих пор, глядя на свои опубликованные стихотворения, с болью вспоминаю о тех фрагментах, которые пришлось убрать. Кстати, еще один важный вклад редактора – вступительная статья. Считаю, она обязательно должна быть в сборнике, чтобы предварительно познакомить читателя с автором и особенностями его творчества.

 

– А что касается художественной части: кто вам помогал, какие требования к визуальной стороне подготовки сборника?

 

– Для обложки своего последнего сборника «Город» я использовал фрагмент картины Мунка «Разлука» – это норвежский живописец, что соответствует выбранной теме, связанной с финно-угорской культурой. Кстати, эта картина висела над письменным столом норвежского драматурга Генриха Ибсена. Если обложка будет слишком непритязательной, сборник может попросту «не выстрелить»: не каждый читатель доберется до содержания, каким бы прекрасным оно ни было. Важны и иллюстрации – для моих книг их создают знакомые художники. Оптимальное количество иллюстраций в сборнике – около 10-15. Если их будет меньше, они затеряются, больше – «перебьют» словесное содержание. Перед тем, как отдавать книгу в типографию, нужно поработать над версткой – этот процесс я доверяю профессиональным дизайнерам. Также нужно сделать макет: вырезать распечатанные стихи и соединить. Я для этого использую тетради: склеиваю в них стихотворения, чтобы посмотреть, как будет смотреться готовый сборник. Кстати, важно уточнить в типографии, как они будут скреплять страницы. Знание всех нюансов позволит избежать неприятных неожиданностей.

 

– Павел, чем, по-вашему, отличается поэт от прозаика?

 

– Я бы сказал, мы «горим» по-разному. Жюль Верн, к примеру, мог сидеть и писать 18 часов кряду. Чтобы я просидел 18 часов на стуле? Мне сложно удержаться на месте и 5 минут! Поэт может быть спокоен весь день, но потом на какой-то час или полтора взорваться, как Везувий! Нужно уметь удивляться – происходящему, самому себе. В равной степени испытывать трепет как перед бабочкой, так и перед бегемотом – об этом говорил Федерико Гарсиа Лорка. Говорят, что поэт способен сделать из мухи слона. Можно зацепиться за одну строчку, один объект действительности и вокруг этого выстроить целый стихотворный мир. И не нужно распыляться, перескакивать с одного объекта на другой. Ты твердо стоишь на ногах, поворачивая лишь голову.

 

– А чего все-таки больше в поэзии, вдохновения или труда?

 

– Когда я писал первую книгу, думал, что поэзия – это вдохновение. А сейчас понимаю, что здесь есть и немалая доля ремесла. На вдохновение можно себя провоцировать, более того, поэт должен себя провоцировать! Поэзии можно научиться, и она действительно меняет жизнь, меняет мир вокруг. 

 
Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru