– Китайская делегация – самая многочисленная на нынешнем фестивале. Сколько артистов в вашей труппе и каков их средний возраст?
– В Омск приехала только четверть нашего состава. В основном возраст актеров не превышает 30 лет. Все артисты учатся в профессиональных заведениях 8 лет и только потом они могут войти в труппу.
– Вы привезли в Омск спектакль «Сказание о Мулан». Чем для вас дорога эта сказка?
– Во-первых, это героический женский образ из китайской истории. Мулан – это девушка, которая оставила свою молодость, забыла о своем женском счастье во имя благополучия и счастья своей семьи и процветания своей страны.
Уважение к своим родителям и преданность своей родине лежат в основе духовных устоев китайской культуры на протяжении 5 тысяч лет. Во имя большого счастья своей страны надо уметь жертвовать своим личным счастьем. Китайцы по-прежнему стремятся к этому идеалу
Конечно, сейчас Китай развивается очень быстро. Но мы стремимся сохранять свои духовные устои и воплощать их в жизнь. Для нас тут нет никакого противоречия.
Фрагмент спектакля. Прощание Мулан с родителями.
– Как давно вы играете этот спектакль?
– Премьера была в августе 2015 года. Но после этого мы его сильно изменили и привезли в Омск новую версию. Все сюжеты, которые здесь присутствуют – они самые древние, самые глубинные для китайской культуры. Именно черно-белый вариант теневого театра – он самый-самый древний. Теневой театр еще бывает цветным.
– Какие еще китайские театральные традиции здесь соблюдены, кроме черно-белого изображения?
– Сама форма кукол, то, как их держат актеры, то, как показаны сражения – это все традиционная техника. Мы ничего не модернизировали.
Чтобы изучить традиционную манеру исполнения теневого театра, мы специально пригласили старых актеров из народных театров, и они передавали нашим актерам мастерство, постоянно их консультировали до самого выезда в Омск. Эту технику очень трудно освоить.
Фрагмент спектакля. Мулан (в центре) отважно сражается с врагами.
– Много ли времени заняла подготовка спектакля?
– 2 года прошло от разработки замысла до полной его реализации. Долго решали вот какую проблему со светом. Мы здесь совместили 2 вида искусства. Одно из них мультимедийное, здесь свет направляется из зала. А другое – древнее искусство теневого театра, здесь нужен свет, который направляется из глубины сцены. Нужно было добиться того, чтобы эти два источника света между собой не конфликтовали, а создали единое целое.
Фрагмент спектакля. Битва китайцев с гуннами.
– Анимация, которую вы используете в спектакле про Мулан для изображения массовых сражений – она полностью нарисованная или это запись того, как кукловоды управляли куклами?
– Снималась на видео работа артиста с куклой, потом эта запись обрабатывалась. Мы считаем, что если бы мы использовали нарисованные мультики, то возник бы конфликт техник и эстетик. Нам было важно сохранить атмосферу традиционного теневого театра.
– Важную роль в сказке играет образ белого тигра. Что он означает?
– Здесь есть элементы мифа. Этот тигр символизирует тотем или дух рода Хуа, к которому принадлежит Мулан. В Китае есть традиция: чтобы защитить своего ребенка, родители берут амулет, приносят его в храм, освящают, просят, духов войти в этот предмет, чтобы охранять ребенка. Именно такой амулет Мулан получает от отца, когда уходит на войну. И тигр – дух ее рода – помогает ей в самых сложных ситуациях.
Фрагмент спектакля. Первая встреча Мулан и Белого тигра.
– А из чего сделаны ваши традиционные куклы? Наверное, существует древняя технология их изготовления?
– Да, существует, но здесь мы отошли от традиции. Обычно для изготовления кукол используется ослиная кожа. Но мы решили пожалеть животных и взяли целлулоидную пленку. Куклы получились достаточно прочные.
Закулисье. Тростевые куклы для теневого театра готовы к следующему показу спектакля.
– В репертуаре вашего театра только традиционные спектакли?
– Всякие есть. Смотря по запросам зрителей. Разные возрастные группы актеров играют спектакли в разной технике и разные по тематике. Сейчас самая востребованная направленность – когда традиционные сюжеты и традиционные техники миксуются с какими-то современными технологиями.
– Сколько зрителей за год приходит на ваши спектакли и сколько стоит билет?
– За год наши спектакли смотрят десятки тысяч зрителей. Мы сотрудничаем со школами, и к нам приходят целые классы. В Шанхае живут 3 миллиона маленьких зрителей.
Билет для ученика стоит 40 юаней, это примерно 400 рублей. Но родители детей платят только треть от этой стоимости. Две трети платит муниципалитет. Для чего это делается – это пропаганда традиционной культуры, чтобы дети впитывали свою культуру еще со времен начальной школы. В целом в Китае в искусство и образование вкладываются сейчас очень большие инвестиции.