Я перестала грезить о «завтра» и начала планировать свое сегодня. Жизнь не такая уж длинная, чтобы оставлять счастье на потом.
Независимый график, свобода передвижения по миру, любимые занятия: маркетинг и брендинг-развитие. Такой я видела свою жизнь. Работа в ней занимала 50 процентов времени. Кто захочет меня нанять на таких моих условиях? – вопрошал внутренний голос. Но такие люди нашлись. Я стала официальным бренд-менеджером Международного Эриксоновского университета коучинга. К сотрудничеству пригласила и Жанна Завьялова, известный московский бизнес-тренер, руководитель «Академии Живого Бизнеса»… Сегодня я отвечаю за развитие брендов, сохранение стандартов, выставки, мероприятия и прочее-прочее. Я готова выполнять свои обязанности в любой стране: спасибо скайпу, WhatsApp и всем остальным нынешним помощникам людей-космополитов.
Честно говоря, мне давно хотелось воткнуть флаг в итальянскую землю. Всегда много путешествовала, но раз в год обязательно устраивая себе римские каникулы. Один раз поддалась соблазну познакомиться с югом Италии, на три дня вырвалась в Калабрию – и пропала. Мгновенная химическая реакция – как любовь. Я поняла, что нашла свое абсолютное место силы.
В Калабрии много иностранцев. Русские, немцы и англичане скупают там недвижимость. С одной стороны, коренным жителям это нравится, с другой – «пришельцы» все равно остаются чужаками. Для меня было важно признание, не скрою. Хотелось стать «своей», а это значит - быть полезной.
Разумеется, это был вызов. Поселиться в чужой стране, не зная языка на должном уровне, довольно рискованно. Да, я могла купить пиццу в кафе и заказать фото, но о более серьезных беседах на итальянском могла поначалу только мечтать.
У нас удивительное море. Как эскимосы различают до двадцати оттенков снега, так и в Калабрии можно в один момент насчитать на море десяток разноцветных полосок: от бледно-лазурного до глубокого синего. Калабрия одаривает тебя круглый год: ароматом цветущей мимозы весной и лесного трюфеля летом, оливкового масла свежего урожая осенью и морским бризом зимой…
Через месяц после приезда в Калабрию я играла новоселье. Свежекупленные квадратные метры мы обмывали местным вином. Балкон моей квартиры удостоился отдельного тоста. Городок Скалея, популярный курорт Калабрии, находится в ложбине, а я живу чуть выше, на горе. В сезон в Скалею приезжают тысячи туристов, им важна близость к морю, для меня же приоритетом стал вид. Утром выхожу на балкон, складываю картины из облаков и слушаю птиц. Да-да, они поют по-итальянски! Один минус: к хорошему быстро привыкаешь, и в Москве пришлось раскошелиться на виды… В российской столице по утрам обозреваю парки и облака с высоты 22-го этажа.
«Куда чедро, туда и мы», - шутит мой приятель. Выяснилось, что Калабрия дает миру уникальный цитрон – чедро. Калабрийцы собирают свежие плоды, моют их и помещают в соляной раствор на девять месяцев. После этого каждый цитрон разрезают и удаляют из него ненужную мякоть, а кожуру засахаривают. Из нее потом делают ликеры, сиропы, конфитюр и многое другое. Уникальный цитрусовый упоминается в священных книгах, за ним специально приезжают раввины из Израиля: чедро – неотъемлемый атрибут осеннего праздника Суккот.
Калабрия - самый пикантный регион Италии. Здешняя Академия перца отвечает за развитие отрасли специй по всей Италии. В самой Калабрии в начале сентября проходит Международный Фестиваль перца с огромной ярмаркой перечных продуктов, народными гуляньями и пикантным кинофестивалем. Перец добавляют практически во все блюда: от пасты до сладких десертов и шоколада. Калабрийцы считают острый перец пеперончино панацеей от всех болезней и даже разрабатывают на его основе лекарства. Кстати, этот перчик считается афродизиаком: это накладывает особый отпечаток на настроение местных жителей…
Дым коромыслом: ни минуты без дела! Иначе жить мне было сложно, но… Пришлось проникаться размеренным итальянским бытом. Утренний сок, кофе-пауза, пляж, душевный обед, бесконечная сиеста без перерыва на работу – ох, к этому привыкнуть почти невозможно! Итальянцы учат меня невероятному (как казалось раньше) отношению к жизни. Хочешь стать своим в Италии? Научись выдерживать сиесту и хотя бы несколько часов ничегонеделания, потому что так положено!
Вскоре после приезда я познакомилась с Винченцо. С коренным итальянцем, официальным шефом Академии Peperoncino, из-под рук которого выходят волшебные пасты и ризотто, мы задумали создать кулинарную школу. А заодно сделали и кондитерский курс с Алессандро дель Веккио – потомственным неаполитанским кондитером и шоколатье. У нас в округе есть традиция: собрался жениться – закажи торт у Алессандро. И он, и Винченцо - нестандартные итальянцы: большие трудяги, не испорченные сиестой. (Смеется.)
Гуляем по лесу, любуемся природой – и тут Винченцо начинает вслух рассуждать, какой ликер мог бы получиться из во-о-он той травки… Кулинария – это его жизнь.
Наша школа Felicevita – для любителей и профессионалов, людей, которые так же «болеют» кулинарией. К нам приезжает много русскоговорящих: и семейные пары, и шефы российских ресторанов... Представьте: мы ходим по фермерским рынкам и маслобойням, знакомимся с поставщиками и потомственными сыроварами, нюхаем специи, которыми также славится наш регион, пробуем свежайшую моцареллу и только что приготовленную, еще теплую рикотту... И иногда готовим. (Смеется.) Это не очень классический кулинарный тур: вкус в нем важен, но куда важнее послевкусие…
Мне говорят: ты всегда твердила о миссии, целях, пользе… А сейчас учишь людей кулинарии. Несерьезно! Своего рода душевный дауншифтинг. Но для меня это и есть настоящая жизнь. Цель нашей школы – не только научить готовить (хотя у нас учатся и профессионалы), а помочь с головой окунуться в атмосферу страны, прожить несколько дней так, будто ты родился итальянцем. Я слежу за уровнем энергии в группе, моя внутренняя задача – каждый день слышать «вау!», видеть счастливые глаза и открытые от изумления рты.
Паста, пицца, ромовые бабы, сицилийские трубочки – многие знаменитые блюда родилось именно на юге Италии. Здесь настолько плодородные земли, термальные источники, сам климат… «Воткни палку – и она прорастет» - это же про Калабрийскую землю! Северные снобы-бизнесмены твердят, что на юге живут только фермеры, а у меня уже тарантелла внутри играет: готова порвать северянина за юг! Кстати, я от души болею за футбольные команды юга и Неаполя!
Один раз мою фотографию напечатали в местной газете: рядом с заметкой про открытие кулинарной школы. Как же я удивилась, когда два года спустя маляр, который делал ремонт в моей квартире, начал усиленно вспоминать, где же он меня видел… И в итоге воскликнул: «А, вы делаете школу с Винченцо!»
В Италии ощущаю себя как дома. В своем городе знаю каждую улицу и магазинчик. Еду за рулем – машу знакомым. Если прохожий у меня на глазах кидает фантик мимо урны - сигналю. Будь у меня гражданство, непременно бы пошла голосовать.
Живу в Италии по полгода, весной и осенью. Летом очень жарко, зимой не очень комфортно устраивать занятия в школе. Часть времени провожу в Москве, часть – путешествую. В этом году, «закрыв» итальянский сезон, на два месяца снова поеду в Индию знакомиться с новыми тамошними практиками. Возможно, найду там для себя еще одно «место силы».
Случайностей не бывает. Благодарна за то, что где-то в «книге судеб» сделали запись о моем пребывании на благостной калабрийской земле. Потому и стараюсь не только брать, но и отдавать: свои знания, умения и любовь.
В этом году решила познакомить Винченцо с Россией, а Россию - с Винченцо. Пока московские рестораторы обдумывали мое предложение, со мной связались из Омска. Еще одно неслучайное совпадение! Так что Винченцо начал покорять Россию с Сибири. Омск его тоже покорил: «сельдью под шубой» и борщом, походом в грузинский ресторан «Тамада» и гастрольным «Снежным шоу Славы Полунина». Отличный прием, grazie mille!
Моя жизнь для меня – ненаписанная пока книга. Каждое событие, каждая встреча – это маленький, но важный ее эпизод. Из эпизодов складываются главы… Когда почувствую, что все звенья этой длинной цепи на месте, вероятно, сяду за ноутбук и начну писать по-настоящему.
Елена Ярмизина
Фото: Ирина Губарева