- Это пленэр. Все будет происходить на берегу Иртыша. Но в палатке не буду жить. Будем сторожить скульптуру по ночам. Надо как-то высыпаться все-таки. Поэтому будет сторож и палатка будет для него. У нас город такой: кто-то может захотеть полепить или исправить.
- А было такое, когда кто-то что-то исправлял? Это которая по счету уже ваша скульптура будет?
- Ни разу не было, чтобы что-то люди исправляли. А ведь эта огненная скульптура у меня уже седьмая по счету будет. Вот в Скопине Рязанской области - это исторический центр керамики - мы оставляли скульптуру вообще без всякой охраны. Последний такой проект был московский. Все это было на площади Революции в рамках московских сезонов.
Андрей Задерий и одна из его огненных скульптур
- Огненную скульптуру вы будете делать один? Это сольное творчество?
- Я буду один. Но надеюсь на организаторов проекта в лице городского музея «Искусство Омска».
- Под скульптурой, если я правильно понимаю процесс, будет печка?
- Печка - это временное сооружение. Она потом разбирается. Хотя есть два варианта, которые зависят от желания заказчика. Бывает так, что для экстерьера, ленд-арт такой, печка таким образом выкладывается, что она является фундаментом, подиумом для скульптуры. Потом часть этого подиума разбирается, убирается топка и получается подиум-пьедестал, из кирпича выложенный. И нам нем стоит скульптура. Такой вариант обычно используется, если скульптура высотой 5-6 метров. Для обжига использовалось по шесть топок со всех сторон. Такие скульптуры просто не поднять. Они массой в несколько тонн.
- Омская поменьше будет?
- Наша будет примерно метра два. Второй вариант при использовании печки: когда после обжига скульптуру снимают и используют. Можно в интерьере, а можно и в экстерьере, как садово-парковую скульптуру. В нашем случае она уйдет в фонд музея «Искусство Омска». Она будет стоять в интерьере. Хотя я использую глину, которая по климатическим условиям Омску подойдет. Она привозная, украинская, с Донбасса. Эта глина широко известная, она опробована на очень многих проектах.
- Работа ваша публичной получается. Все желающие смогут давать свои комментарии по поводу деятельности мастера. Вот недавно был смешной случай на Уимблдонском теннисном турнире, когда спортсменки пригласили на корт очень активного болельщика, весьма крупного мужчину, и заставили его облачиться в женскую теннисную форму, чтобы он почувствовал себя в их шкуре. Вы на замечания так же реагируете?
- Нормально реагирую. Буду говорить: «В эту сторону поправить или в ту?». Обратная связь очень важна для художника. Начнем мы работать 31 июля. Сначала складывают печь, которую будут топить дровами хвойных пород. Температура обжига зависит от конструкции, как правильно ты сделал печь. Если все сделано верно, то хоть чем можно топить. Главное, чтобы сухие были дрова. На печи формируется сама скульптура. Ее необходимо завершить до 3 августа. А потом начнем сушить. Происходит это с помощью строительных фенов или лампочками. Внутрь вставляешь лампочки - несколько штук (3, 4, 5) - мощных, по 300 ватт. Ночью это красиво выглядит, как светильник работает. А лампочки сушат изнутри. Мягким, лучистым теплом. 5 августа скульптуру завернут в одеяло. И начнут топить печь. Сначала маленькими веточками. Глину обжигают постепенно, с обеда до вечера.
- Наиболее зрелищная часть когда будет?
- Когда одеяло сбросят, а это планируется в районе 10 вечера 5 августа, после салюта. Наиболее зрелищная часть длится минимум 10 минут.
Вот так обжигают огненную скульптуру
Мнение. Лариса Тимкова, директор городского музея «Искусство Омска»:
- Огненная скульптура - это наше предложение. Мы предлагали ее еще несколько лет назад, когда еще этот проект не был столь широко шагающим по стране. Это была такая новинка и диковинка. Но мы решили предложить ее для Дня города. Потому что здесь все вопросы для подобного торжественного мероприятия решаются. Во-первых, работает известный омский мастер. И это такой творческий процесс - открытая мастерская. Во-вторых, зрелищный проект, который нужен для массового зрителя. Это красиво, эффектно, в ночи искры горящие. Для массового зрителя идеально. В-третьих, то, что делается - это связано с историей города. А вообще идея исполнения этой огненной скульптуры пришла из-за рубежа.
Беседовал Василий Романов