Иван Гольский: «Эти вещи не только поражают сложностью лепки, главное, что они заряжены эмоциями»

Куратор выставки фарфора «Дайте мишке шанс» рассказал МС2 о самых интересных экспонатах.
Фото: Максим Самылкин, Наталья Семенова

 

В музее им. М. А. Врубеля появилось пополнение – коллекция оригинальных фарфоровых предметов из мастерской Игоря Клименкова. Отметим, что этот авторский фарфор высоко оценили эксперты в Государственном историческом музее в Москве.

 

«Именно исторический музей порекомендовал мастерской передать свои уникальные экспонаты нам на хранение, заметив, что в Омске – лучшая коллекция фарфора, – с гордостью говорит Иван Гольский.

 

– Может, у наших коллег из других городов тоже есть фарфоровые коллекции, но не всегда их показывают, они на вторых ролях. А у нас реализуются самостоятельные проекты, и люди это замечают».

 

Экспонаты первой витрины на выставке рассказывают о русской мифологии. Здесь можно увидеть банника, духа русской бани, который задремал в ушате, птицу Сирин, русалку. Глядя на любую из этих фигурок, понимаешь, что сделана она была именно в России.

 

 

«Подобные сувениры на рубеже 19-20 веков становятся русским экспортом, – говорит экскурсовод. – Потому что именно в то время парижские балетные сезоны Дягилева открыли европейцам русскую культуру, они привлекли внимание к России как к варварской и интересной стране. Здесь мы видим воплощенных в фарфоре мифологических персонажей, героев русского лубка».

 

 

«В любом деле случаются казусы, – продолжает экскурсию Иван. – Иногда музейными экспонатами становятся вещи, при производстве которых была допущена ошибка. Вот, например, ваза, изображающая русский символ – самовар. Фишка в том, что художница увлеклась.

 

Она расписывала несколько таких ваз и случился казус: мы видим с одной стороны носик самовара, и с другой стороны - такой же носик. Естественно, эта вещь в продажу не пошла, она хранилась в мастерской, а теперь эта редкость оказалась в музее».

 

 

«Большую часть своей продукции мастерская оставляет в белом цвете. Это навевает воспоминания об античном мраморе, о севрском фарфоре, считавшимся идеалом. До революции качество русского фарфора обеспечивалось тем, что покупали лучшее сырье за рубежом, – отмечает экскурсовод.

 

– Советская власть в 20-30-е годы пыталась делать все из своего сырья, конечно, качество пострадало. Даже наш любимый Ленинградский фарфоровый завод производил черепок серовато-голубоватый. Был эффектный декор – да, а вот с белизной не все было хорошо. В этих вещах – возвращение к дореволюционным традициям».

 

Вот эту хрупкую вещь даже страшно брать в руки. Цветок из тончайшего бисквита поражает своей натуральностью. Кстати, бисквитом называют неглазурованный фарфор, его белоснежный цвет – признак высокого качества.

 

 

«В 1850-е гг. для одной из всемирных выставок Императорский фарфоровый завод изготовил такой роскошный экспонат, для него был создан нежнейший тончайший бисквитный фарфор, у которого был особый состав. Даже были рассуждения, не снимал ли мастер форму прямо с цветка. Нет, лепестки здесь лепные.

Мастерская Клименкова поставила себе задачу – повторение этого русского чуда. Вот, что получилось. Сложность в том, что эти вещи почти не транспортабельные. Неаккуратность в дороге может уничтожить это уникальное произведение».

 

А эти фигурки сделаны по картинкам, которые были опубликованы в журнале-альманахе «Волшебный фонарь». Это экзотика русских улиц 19-го – начала 20-го века – бродячие торговцы и ремесленники. Здесь молочник, маляр, у которого ведро с краской стоит на голове, торговка апельсинами.

 

А последняя статуэтка – уже образ нашего времени. Прототипом для мини-скульптуры стала реальная торговка лимонами с Киевского вокзала в Москве.

 

 

Тему истории продолжают скульптуры, изображающие офицеров войны 1812 года. Интересно, что у них нет лиц. Автор подчеркивает, что на войне люди теряют свою индивидуальность, человеческое лицо, становятся машинами для выполнения приказов.

 

 

В этой же витрине расположен еще один экспонат, несущий антивоенную идею, – скульптура «Дайте мишке шанс», которая и дала название всей выставке. Статуэтка была создана почти через 50 лет после пацифистсткой акции против войны во Вьетнаме. 

 

Фотографии, сделанные там в 1967 году, с девушкой, которая стоит напротив вооруженных солдат и держит цветок, облетели весь мир. После этого идея затыкать цветами дула оружия стала прочно ассоциироваться с движением против войны и насилия. Кстати, автор этой работы – американец Майк Ливитт.

 

 

Но все-таки большая часть коллекции создана русскими мастерами, и обращается к истории именно нашей страны. Причем воспоминания эти в основном светлые.

 

 

«Интересно осмотреть многофигурные композиции и понять, как они сложны в производстве, – рассказывает экскурсовод. – Эта скульптура, изображающая читающих детей, состоит, по словам создателей, из 50 форм. Мы кое-где видим даже швы, как собирались эти фигурки. И здесь обязательно надо было соблюсти технологию, чтобы эта столешница была идеально ровной. Обратите внимание, ведь она висит в воздухе. И к тому же образ самой читающей страны тут запечатлен».

 

 

«Свои теплые воспоминания мастера пробуют воплотить в фарфоре. Эти вещи не только поражают сложностью лепки, главное, что они заряжены эмоциями», – говорит Иван.

 

Самолетик из тетрадного листка тоже фарфоровый.

 

В витрине, которая завершает выставку, поселилась одна из самых теплых скульптур, изображающая девочку с котом на руках, она называется «Счастье». Интересно, что сделана фигурка была по старой фотографии из семейного альбома Игоря Клименкова. Это было детское фото его супруги.

 

 

Выставка "Дайте мишке шанс" будет работать в музее им. Врубеля до 1 июня.

0
Спасибо19.04.2017 00:14:57
Иван, спасибо за ваши экскурсии!
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru