В музее им. М. А. Врубеля появилось пополнение – коллекция оригинальных фарфоровых предметов из мастерской Игоря Клименкова. Отметим, что этот авторский фарфор высоко оценили эксперты в Государственном историческом музее в Москве.
«Именно исторический музей порекомендовал мастерской передать свои уникальные экспонаты нам на хранение, заметив, что в Омске – лучшая коллекция фарфора, – с гордостью говорит Иван Гольский.
– Может, у наших коллег из других городов тоже есть фарфоровые коллекции, но не всегда их показывают, они на вторых ролях. А у нас реализуются самостоятельные проекты, и люди это замечают».
Экспонаты первой витрины на выставке рассказывают о русской мифологии. Здесь можно увидеть банника, духа русской бани, который задремал в ушате, птицу Сирин, русалку. Глядя на любую из этих фигурок, понимаешь, что сделана она была именно в России.
«Подобные сувениры на рубеже 19-20 веков становятся русским экспортом, – говорит экскурсовод. – Потому что именно в то время парижские балетные сезоны Дягилева открыли европейцам русскую культуру, они привлекли внимание к России как к варварской и интересной стране. Здесь мы видим воплощенных в фарфоре мифологических персонажей, героев русского лубка».
«В любом деле случаются казусы, – продолжает экскурсию Иван. – Иногда музейными экспонатами становятся вещи, при производстве которых была допущена ошибка. Вот, например, ваза, изображающая русский символ – самовар. Фишка в том, что художница увлеклась.
Она расписывала несколько таких ваз и случился казус: мы видим с одной стороны носик самовара, и с другой стороны - такой же носик. Естественно, эта вещь в продажу не пошла, она хранилась в мастерской, а теперь эта редкость оказалась в музее».
«Большую часть своей продукции мастерская оставляет в белом цвете. Это навевает воспоминания об античном мраморе, о севрском фарфоре, считавшимся идеалом. До революции качество русского фарфора обеспечивалось тем, что покупали лучшее сырье за рубежом, – отмечает экскурсовод.
– Советская власть в 20-30-е годы пыталась делать все из своего сырья, конечно, качество пострадало. Даже наш любимый Ленинградский фарфоровый завод производил черепок серовато-голубоватый. Был эффектный декор – да, а вот с белизной не все было хорошо. В этих вещах – возвращение к дореволюционным традициям».
Вот эту хрупкую вещь даже страшно брать в руки. Цветок из тончайшего бисквита поражает своей натуральностью. Кстати, бисквитом называют неглазурованный фарфор, его белоснежный цвет – признак высокого качества.
«В 1850-е гг. для одной из всемирных выставок Императорский фарфоровый завод изготовил такой роскошный экспонат, для него был создан нежнейший тончайший бисквитный фарфор, у которого был особый состав. Даже были рассуждения, не снимал ли мастер форму прямо с цветка. Нет, лепестки здесь лепные.
Мастерская Клименкова поставила себе задачу – повторение этого русского чуда. Вот, что получилось. Сложность в том, что эти вещи почти не транспортабельные. Неаккуратность в дороге может уничтожить это уникальное произведение».