– Певцом все же рождаются или становятся? Многие обыватели уверены, что петь – в этом нет ничего сложного. Ну дал бог тебе голос и слух – вот радует других, если хочет. Но зачем тогда педагоги, годы упорного труда?
– Мы с Юлей раскачали дыхание, через пару лет выработали металличность голоса, расширили диапазон, выработали координацию между голосом и слухом, ибо интонация сначала «плавала». Была вокальная методика Олега Истомина, уникальная и эффективная. Эти упражнения при правильном пользовании могут «раскачать» голос и слух любому. Занималась с ней в студии и на дому, писала ей фонограммы, статьи о ней, делала сольники, возила на конкурсы. Была проведена громадная работа. У неё за три года был развит неплохой диапазон – 2,5 октавы.
Задатки нужны без сомнения, в том числе и физиологические. Когда я прослушивала Юлю, то отметила себе, что хоть девушка и сидит, но родители у неё оба высоченные, шея – длинная, соответственно и голосовые связки тоже. А это важно. Вообще для вокала чем человек крупней, тем лучше (смеется), потому что есть чему резонировать! Взять Монцерат Кабалье или Паваротти... Ну, конечно, я утрирую, тщедушные певцы сейчас чуть ли не рулят. При современном развитии технологии обработки звука/голоса вообще стало неважно, сколько труда вложено, как долго ты шёл к этому, есть ли слух, в конце концов... Труд вокалиста обесценился. Поэтому многие считают , что петь – это легко. Это совершенно нелегко, если делать это серьёзно.
– Можете дать родителям совет, как «воспитать гения», если увидели искорку таланта в своем чаде, а данном случае, вокальные данные. Что им предпринять?
– Я считаю, что детей надо максимально поддерживать в творчестве и раскрывать всеми силами их потенциал. Нет бездарных детей. Есть бездарные взрослые, которые внушили это детям.
– Почему, несмотря на занятия со специалистами,успешные выступления у себя «в глубинке» многие способные вокалисты не делают карьеру, а лишь прозябают в клубах караоке, когда тянет попеть... В лучшем случае – выступают в местных ресторанах. В шоу-бизнес сложно пробиться, много интриг?
– Ну во-первых, на это нужны вложения. Не у всех есть финансовые возможности бросить всё и уехать таскаться по кастингам, жить в гостиницах/на квартирах, и много чего ещё. Во-вторых, а почему в шоу-бизе – это успех, а в своём городе – прозябание? Это ещё как посмотреть. Москва как огромный желудок, засасывает всё самое лучшее на время... Громкие проекты... Где оно всё теперь?
В-третьих, есть ещё приоритеты. Далеко не все озабочены большой славой. И потом, люди на периферии – они что, менее достойны хороших выступлений? Я всегда говорила и буду говорить своим ученикам: неважно, где ты выступаешь – в Кремле или на сцене старенького ДК. Потому что это Сцена. И люди, которые внизу – они доверяют тебе, значит надо светить.
Как солнце. Оно освещает и горные вершины, и неприметные перелески. И везде – свет, а это главная задача. Не набрать толпы поклонников, не нахапать известности. Это – пыль... Достойная задача для любого Артиста – сделать мир вокруг себя хоть чуточку светлее и радостнее.
– Когда узнали, что Юлия заняла 2 место в проекте Аллы Пугачевой «Фактор А» в 2013 году и Примадонна отметила ее премией «Золотая звезда Аллы», знаком своего личного признания, было какое то чувство гордости, сопричастности?
– Ну конечно, я была рада и горда. Правда, Юлия со мной не связалась, видимо – не до этого было... Когда я покинула Ухту, скорее всего, у неё было ощущение, что я её «бросила», хотя мой переезд был связан с личными причинами. В общем, несмотря на какие-то «трения и тараканы», которые безусловно есть у всех творческих людей – я безумно горжусь Юлькой. То, что они с мамой прошли – не дай Бог никому. Так что это реальные Достижения. Они сделали невозможное.
– Светлана, вы были успешным преподавателем эстрадного вокала, у вас одно из образований – дирижер, кажется? Вы и сами хорошо поете, почему вдруг произошел такой крен в танцы? Сейчас не совмещаете эти два направления?
– Я окончила Кировское училище искусств по классу хорового дирижирования. Сама метила сначала в вокалисты, но в тот год набор был уже закрыт, и я поступила на ДХО. И не пожалела. Вместо одной профессии я получила шесть! В том числе и руководитель творческого коллектива/студии. Навыки дирижёра мне стали огромным подспорьем и в преподавании хореографии. Балетмейстер – он тоже дирижёр, а танцоры его «инструменты». И их надо настроить и заставить звучать слаженно и гармонично. При этом очень часто эти «инструменты» поступают ко мне в запущенном состоянии и всегда радостно видеть, как начинают потом сверкать и звучать в полную силу, набирать навыки и раскрываться люди, которые «никогда не танцевали», которые считали себя «всю жизнь неспособными»... Это такое огромное счастье – достижения учеников! И понимание причастности. И таинство сотворчества. А когда ещё и ученик это тоже осознаёт – это уже такой союз, который на всю жизнь.
Совмещать в одном концерте и вокал и танцы практически невозможно – во время танцев сбивается дыхание, сушатся голосовые связки. Поэтому я если пою, то не танцую, если танцую – то петь сложно, либо надо делать паузу на определённое количество номеров, для восстановления дыхания и влажности голосовых связок. А у меня в сольных концертов бывает до 10 выходов, сольно и в группе, какой там вокал, только огромная самоотдача на сцене и рекорды по скорости переодевания за кулисами.
Кстати, 29 апреля по случаю десятилетнего юбилея студии, мы будем давать большой, красочный и очень насыщенный концерт. (Там я как раз буду и танцевать, и петь.) Но чаще стараюсь организовывать благотворительные. В прошлом году мы помогли четырем малышам собрать деньги на операции.
– Вопрос деликатный: некоторые танцевальные студии (возможно и вокальные) отбирают себе учеников по внешним данным. Чтоб все как на подбор. Ваши студии прославились еще и тем, что успехов добиваются люди разного возраста, комплекции, даже с ограниченными возможностями... Это один из ваших принципов или, скажем, коммерческая необходимость?
– Я всех учеников беру в свою жизнь. Я прикипаю к ним. Как-то так. Скажу без ложной скромности, все, даже кто у меня всего-то ничего занимался, твердят, что эти годы были лучшими в их жизни, что я у них – навсегда, постоянно пишут, благодарят, потому что с течением времени только осознали, что такое неравнодушный, горящий любовью к делу преподаватель. Мы общаемся, конечно не плотно, у всех уже своя жизни и свои дети... Но меня не забывают! И это счастье. Для меня ученики – не клиенты (об этом я говорила, когда рассказывала про работу во Дворце Пионеров Ухты), а в первую очередь сотворцы. Мне интересно и радостно раскрывать людей. Часто ко мне приходят те, кого «никуда не взяли». Когда такие дети и взрослые потом занимают места на конкурсах, я понимаю, что невозможное возможно.
Каждый имеет право на счастье танцевать. У нас и без того очень неустроенная, жёсткая, полная конкуренции жизнь. В своей студии я стараюсь создать такой островок счастья, где каждый может реализоваться, в той мере, на которую способен.
– У вас в студии занимаются иногда даже мамы со своими дочками и бабушки с внучками. К кому найти подход легче – к детям или взрослым? Петь и танцевать начинать никогда не поздно, или, важно, не упустить это в детстве?
– Никогда ничего не поздно начинать. От педагога зависит, как он раскроет потенциал ученика. Даже совсем неспособных людей можно раскрыть – да, для мировой хореографии это пройдёт незамеченным. А для самооценки женщины или девочки, её судьбы, её счастливости – это огромный вклад. Конечно, куда легче работать с молодыми, гибкими, красивыми ,музыкальными, способными! Но я сама когда-то была неуклюжим очкариком-книгочеем. И ни за что не поверила бы, что не просто стану танцором – а буду ещё и преподавать! И у меня будет одна из лучших школ в городе! Неисповедимы пути...
– Ваш супруг – тоже преподаватель танцев, правда, кавказских. Одни говорят, чтобы слаженно жить в браке, должны притянуться разные полюса. Другие талдычат про сходство интересов. А вы как считаете?
– Я тоже буду «талдычить» про сходство (улыбается). Потому что когда «в одной упряжке» (а именно отсюда слово «супружество») – тогда всё чётко, слаженно, есть понимание, и такой союз продуктивен и эффективен. И интересен.
– Если б вы были в комиссии, отбирающей исполнителей на «Евровидение», кого бы сами еще порекомендовали?
–Если честно, никого.Не вдохновляет сам конкурс. Он выродился в соревнование фриков. Кого там только не было. Геи, лгбт, дауны. Кончита Вурст. Многие песенки – в три ноты, которые «не цепляют»... Это деградация. К тому же – это ещё и конкурс толерастии. Участие в нём сомнительное достижение, тем более если с бездарной песней, уж простите за прямоту. Но если хочется прославиться – самое то.
Юлины победы на «Факторе» для меня были куда значимее, чем вот «это». Но каждый сам делает свой выбор, в любом случае, я за неё переживаю, и безумно горжусь ею!