– Игорь, восточное искусство стрельбы из традиционного японского длинного лука пришло в Омск совсем недавно. Как правильно называется человек, занимающийся кюдо?
– По-японски это будет звучать как «кюдзин» (также может применяться термин «кюдока» – от яп. «идущий по Пути Лука» – прим. ред.).
– Как тебе удалось попасть в Японию, на родину кюдо?
– Что меня удивило – ее относительная доступность для туризма. Вопреки моим ожиданиям съездить в Японию можно относительно недорого. Особых проблем с оформлением документов возникнуть не должно. Поэтому легенды о «закрытой» Японии можно оставить в прошлом (смеется). Хотя в нашем случае было чуть легче, так как имелось приглашение от японо-российского центра молодежных обменов, что упростило процесс получения визы.
– И каково же первое впечатление от этой страны? Конечно, после того, как уходят усталость после перелета и недосып...
– Первое, что мне запомнилось после прилета, так это вежливость. Японцы очень вежливы и тактичны. Причем везде. А также у них везде аккуратно и чисто, и это несмотря на то, что урн для мусора, как мне показалось, гораздо меньше, чем у нас. И при этом мусор сразу же сортируется на пластик и бумагу, сгораемый и несгораемый и так далее. Сразу вспомнилась фраза, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Еще удивило, что зонтики, велосипеды и прочие вещи люди оставляют на улице, не боясь, что их украдут. В магазинах часто нет защиты от кражи. Как нам объяснила девушка, прожившая в Японии несколько лет, японцы привыкли не зацикливаться на себе, а заботиться и задумываться об окружающих.
– Вот, кстати, существует популярный стереотип: якобы японцы бурно реагируют на европейцев. Это так?
– Честно говоря, бурной реакции на европейцев не встречал. Зато в магазинах и кафе могли уделить особое внимание и в случае необходимости предложить помощь. Если же говорить, в частности, об отношении к русским, то оно либо положительное, либо нейтральное.
– А казалось бы – мы настолько близкие соседи...
– Многие жители Японии вообще ничего не знают о России и русских. Они сами даже смеются и говорят, что есть только стереотипы о холодах, матрешках, балалайках... и чебурашках (улыбается).
– Тяжело ли понимать японских коллег и наставников непосредственно в процессе тренировки?
– Во время тренировки становится неважно, откуда ты прибыл. Все понимают друг друга без слов. Так уж построен процесс. Только когда во время перерывов выпадает возможность поговорить, ты вспоминаешь, что твой английский не так уж и хорош, а по-японски ты и пару слов связать не можешь.
Но все же когда говоришь, что ты прибыл из России, то многие интересуются, почему мы занялись именно этим видом спорта, а не каким-либо другим, более популярным.
– А что привело тебя в это боевое искусство? Как оно вообще пришло в Россию?
– В принципе, кюдо – это нечто, связывающее японские традиции, боевое искусство и спортивную дисциплину в единое целое. В основе лежит идея, что, развивая знания и умения в стрельбе из лука, необходимо развивать человечность. Как искусство кюдо берет начало много сотен лет назад, но именно как спорт оно появилось в 1949 году, когда была основана Всеяпонская федерация кюдо. В России же кюдо появилось только в 2004 году под руководством Олега Геннадьевича Акимова после его знакомства с мастером Ино Киёси в 2003 году. В Омске же кюдо появилось значительно позже, только в году 2013, под руководством Молодцова Олега. А лично я начал тренироваться в 2016 году после посещения семинара в додзё (яп. «место, где ищут путь» – в широком значении – место тренировок, практик определенного вида боевых искусств. – прим. ред.) Сейдокан в Москве. До этого же несколько лет занимался в школе опять-таки японского традиционного фехтования Тенсин Сёден Катори Синто Рю. Благодаря ему я узнал, что такое искусство, как кюдо, существует в нашей стране.
– Так, а что именно тебе нравится в нём?
– В кюдо мне понравились в первую очередь спокойствие и честность перед собой. А также красота. Многие ценят кюдо именно за его красоту и изящество.