История этого фестиваля началась в 2002 году, когда в Омске, на сцене драматического «Пятого театра» был проведен впервые фест для молодых театральных коллективов. Он стал первым в нашем городе столь крупным мероприятием подобного формата. Одними из основных целей его проведения были выявление и формулировка проблем, стоящих перед театрами, имеющими еще небольшую историю.
Гости и соискатели наград форума активно участвовали в семинарах и круглых столах, посещали мастер-классы известных деятелей сцены, демонстрировали свежие идеи в рамках творческих лабораторий. На фестиваль приезжали выдающиеся театральные мастера – Калягин, Юрский, Угаров, Райхельгауз, Крючкова, Розовский, Смехов, многие другие.
Для первого директора «Пятого театра» Александры Юрковой, покинувшей этот мир в 2015 году, форум был делом жизни.
У нового руководителя коллектива Никиты Гриншпуна есть свои задумки. Они выразились в другом проекте, который будет осуществляться совместно с театральным критиком из Екатеринбурга Олегом Лоевским. Теперь зрители «Пятого театра» сами смогут формировать его афишу.
«Мы хотим пригласить 4-5 человек молодых режиссеров, чтобы они сделали эскизы. Мы бы с вами их посмотрели и то, что нам понравится потом в дальнейшем превратилось бы в полноценной спектакль. Это возможность как бы представить в «Пятом театре» срез поколения 21 века. Это все люди занятые и расписанные, но мы стали договариваться и у нас уже есть фамилии, которые дали согласие», – заявил г-н Лоевский.
Организаторы проекта обещают, что уже в конце февраля режиссер Семен Серзин представит на суд зрителей эскиз по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные».
«Тема у нас комедия, причем не в узком смысле – «развлекуха», а в широком: высокая, советская и лирическая, и трагикомедия. С уклоном какой-то энергии по отношению к жизни», – объяснил задумку Олег Лоевский.
Заметим, что комедия по-настоящему востребованный жанр у публики, и посвятить ей большой режиссерский проект – это любопытная идея. Тем более что, по словам критика из Екатеринбурга, финансово это обойдется недорого.
«Все деньги заключаются лишь в затратах на дорогу. Жить они (режиссеры) будут в театре, и это не стоит денег, а гонорары у них небольшие. Вот и все затраты. А дальше, если эскиз превращается в спектакль, то он финансируется как обычный спектакль в рамках постановочных расходов бюджетных. Просто у нас появляется возможность выбрать, и есть больше уверенности в конечном продукте. Когда ты видишь эскиз, ты понимаешь примерно, как он будет выглядеть в итоге. Это в меньшей степени риск в освоении бюджетных денег для театра», – уверяет театральный гуру Лоевский.
Что же касается Омских театральных фестивалей в этом году, то, как заявила руководитель управления культуры и искусств областного Минкульта Галина Беда, в финансируемой бюджетом афише остаются форумы: «В гостях у «Арлекина», который пройдет осенью, и весенний «Лучшие спектакли – лауреаты и номинанты «Золотой маски».
Виталий Маевский
Фото: ИД «ТРИЭС»