Иван Гольский: «Мы рады, когда люди фотографируются в нашем музее»

Старший научный сотрудник музея им. Врубеля провел для МС2 экскурсию по выставке «12 стульев из дворца» и рассказал, какие шаги музей предпринимает, чтобы посетителям было интересно и комфортно.

 

«Для этой выставки мы впервые, – рассказывает Иван, – продумали и организовали места, где посетители могут фотографироваться. В экспозиции есть также зеркала, в которых можно делать селфи. Мы рады, когда люди фотографируются в нашем музее».

 

 

Вот, например, отличное место для фото. Круглый стол, под который – откроем секрет – замаскирован рояль, старинное зеркало в очень интересной раме и рядом ваза-жардиньерка.

 

 

От экскурсовода можно узнать, что особенность этой вазы из молочного стекла в том, что предназначена она не для срезанных цветов и не для того, чтобы просто любоваться ей. Внутри вазы в верхней части есть специальная емкость, чтобы поставить туда горшок с цветущим растением. На стол рядом с вазой можно облокотиться и сделать фото.

 

«Мы специально выстроили экспозицию так, чтобы было ощущение погружения в историю, – говорит Иван Гольский. – В каждом зале у нас есть блок для памятного снимка. Особое удовольствие от посещения музея дает возможность прикоснуться к предмету и мы эту возможность даем.

 

Поскольку выставка посвящена книге Ильфа и Петрова «12 стульев», то без стульев она обойтись просто не могла. Организаторы отобрали самые интересные экземпляры из хранилища. Их 12.

 

 

Здесь можно увидеть и классический венский стул, и стул в стиле модерн, и стул, созданный в готическом стиле.

 

 

Малоизвестный предмет мебели – молельный стул. Он низкий, потому что на него положено вставать коленями, а на мягкую полочку на спинке можно положить локти.

 

 

«Мы привыкли думать, что для того, чтобы понять подлинность жизни, нужно страдать, – рассказывает сотрудник музея, – только после страдания ты поймешь радость. Но европеец даже при разговоре с Господом стремится испытывать комфорт».

Также Иван рассказал, что для акции «Ночь в музее» здесь подготовят специальные стулья, внутри которых посетители смогут искать сокровища. Что именно там спрячут, пока секрет.

 

Мы не смогли обойти вниманием масштабную работу Тимофея Нефа «Купальщица». Этой картине не нашлось места в основной экспозиции музея во Врубелевском корпусе. В последний раз она выставлялась в 2013 году.

 

 

Причина того, что картина оказалась в немилости у музейщиков, на взгляд неспециалиста, звучит странно – она слишком красива. Как поясняет Иван Гольский, высоким искусством считаются произведения на библейские и исторические темы. А если появляется тема «ню», художник изображает красоту и радость – то это уже салонное искусство, которое не несет, по мнению экспертов, глубокого содержания.

 

«Мы на этой выставке стараемся реабилитировать придворного художника Тимофея Нефа, – говорит Иван. – Эту вещь нужно рассматривать не саму по себе, а в контексте его творчества. Все-таки он был главным художником внутреннего оформления Исакиевского собора, за что получил звание академика, профессора Академии художеств.

 

Мы хотим вернуть подлинное, задуманное автором, название «Нимфа». Здесь такой тонкий момент, для специалистов имеющий значение. «Купальщица» – это чаще всего тип живописи, когда изображают женщин банной темы. А «Нимфа» – это мир мифологии, мир идеализированной красоты, воплощенная загадка».

 

Кстати, эта работа выставляется в подлинной раме, как и многие другие картины в экспозиции. Многие «родные» рамы живописных работ были отреставрированы специально к проекту «12 стульев из дворца».

 

Чтобы посетители могли без экскурсовода узнать о самых интересных экспонатах, организаторы выставки подготовили и разместили в залах подробные аннотации. В одной из них рассказывается история кресла с серебряными накладками и подлокотниками в виде слонов.

 

 

Два таких кресла были подарены делегацией буддистов-калмыков российскому императору и его супруге. Мужское кресло после революции было отправлено в Иркутск и сейчас считается утерянным. А кресло императрицы, на котором сохранилась даже дарственная табличка, можно увидеть на выставке.

 

 

Правда, потрогать руками его нельзя, оно скрыто в витрине. Зато вот эти красивые кресла – не музейные экспонаты, на них спокойно можно присесть и с комфортом осмотреть экспозицию или полистать каталоги.

 

 

Когда картины вот так плотно покрывают стену, это называется шпалерная развеска. Здесь демонстрируются работы из коллекции Михаила Николаевича, сына Николая I.

 

 

«Они сами по себе хороши, – говорит Иван о картинах, – но в этой мозаике они дают представление о том, как искусство существовало до революции. Каждая работа была по-своему значима для владельца, и они находили в доме свое место. Порой они к этому месту и заказывались».

 

В этом же зале расположен отреставрированный мебельный гарнитур работы братьев Гамбс. Экскурсоводы подробно рассказывают здесь о профессии музейного реставратора.

 

Любителей делать селфи порадует вот такая скульптура «Обезьянка». Ее не спрятали за стеклом, хотя вещь эта хрупкая и уже подвергалась реставрации.

 

 

«В зале под названием «Богатство, бьющее через край» мы говорим о вкусах Эллочки-Людоедки, которая листала американский журнал и хотела жить, как американские миллиардерши, – рассказывает Иван. – Но над этими богатыми американцами весь мир европейский смеялся, потому что у них были деньги, а со вкусом было сложно. И не все, что они хотели, можно было купить.

 

Очень многое по-прежнему стояло во дворцах, а заказывалось и дарилось только по поручению того или иного монарха. Американским нуворишам удавалось лишь покупать дорогие подделки. И эту тему подделок, копий мы здесь раскрываем».

 

 

Тициан, Рафаэль, Беллини, которых можно здесь увидеть, – копии. Но они интересны тем, что сделаны  были более 100 лет назад в Италии, по впечатлениям от подлинника.

 

В соседнем зале у гостей музея есть возможность присесть за исторический стол. Здесь лежат книги и альбомы по истории музея, которые можно полистать, тут же находится книга отзывов и предложений.

 

 

В этом же зале можно прочесть стихи поэта из императорской семьи – великого князя Константина Константиновича (он внук Николая I). Иллюстрации к текстам создал художник Бокалович, очень модный в свое время рисовальщик. Интересная альтернатива изданию авторского сборника.

 

 

Привлекает взгляд и вот такая необычная ваза. Ее изготовили в Японии.

 

 

«Это первая ее демонстрация, – с гордостью говорит Иван. – Мне прямо хочется повесить рядом табличку с восклицательным знаком: «Вы эту вещь видите впервые!». Ваза поступила к нам разбитой и десятки лет так и лежала в хранилище.

 

Даже когда ее в 2000-е годы склеили, показывать мы ее не могли, так как у нее утрачена часть декора. Нужно было провести вот эту реконструкцию – сделать заново клетку, поместить в нее птичек, чтобы она вернулась к первоначальному замыслу автора».

 

Как рассказал Иван, эта ваза, на самом деле, «экспонат в экспонате». Птички, которые сидят внутри клетки – елочные игрушки 50-х годов прошлого века. Они сделаны вручную из ваты, обклеены тонкой бумагой, вместо блесток их обсыпали толченой слюдой.

 

 

А в соседней витрине среди предметов сервиза сидит фарфоровый китайский болванчик. Руки, ноги, голова и даже язык во рту у этой статуэтки подвижны. На взгляд европейца, это просто экзотическая вещица, а вот у себя на родине такая фигурка служила сейсмографом. При подземных толчках болванчик начинал качаться, а когда они усиливались, то фарфоровый язык бился о зубы и подавал уже звуковые сигналы.

 

 

В музее планируют, что выставка «12 стульев из дворца» проработает три года. Но неизменной она не останется. В этом году, например, исполняется 100 лет с Октябрьской революции, и в экспозицию привнесут революционную тематику. В 2018-м придет тема Гражданской войны.

 

Также музейные работники хотят издать путеводитель по выставке, где доступно и увлекательно будет рассказано о находках, расследованиях и тайнах, которые удалось раскрыть во время подготовки. Будет создан мобильный гид. В залах будут проводиться квесты.

 

 

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
Ольга21.01.2017 14:53:06
Ура! Есть возможность увидеть старых "знакомцев", а бонусом пойдет знакомство с новыми экспонатами. Давно не была в музее. Часть экспонатов раньше стояли в генерал губернаторском дворце.
О проекте
Развлечения
 
Звезды
Светские хроники
Внешний вид
Новости
Новости соцсетей
Фотоотчеты
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.

И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru, reklama@bk55.ru
Яндекс.Метрика
18+ Рейтинг@Mail.ru