Анатолий Щикалев, член Союза художников России
Бессмысленно искать в этих полотнах скрытый подтекст и тайное знание. «Субботний вечер» и «Шорская деревня» – это лишь субботний вечер и шорская деревня. Маленькие домики, покосившийся забор, зеленые кроны деревьев. Ничего такого. Чья-то малая родина. Светлая ностальгия из акварельных штрихов. Может, просматривая работы шестидесяти с лишним участников, члены многоуважаемого жюри вдруг вспомнили бородатый анекдот про «может, бросить все и уехать в Урюпинск»? Как бы то ни было, звание лучшего художника получил директор Калачинской школы искусств, уроженец Таштагола (это как раз там, в Горной Шории) Анатолий Щикалев, акварельных дел мастер. Пейзажи для художника не основной «хлеб». «Визитка» Щикалева – натюрморты. Не те, где «яблоко, стакан и сбоку кактус», а метафорические: его работы – это живописная история событий или переживаний. У его кувшинов всегда есть «второе дно», а в зеркалах можно увидеть прошлое или будущее.
От давней мечты – быть художником большим, масштабным, писать большие полотна маслом на холстах – Щикалев давно отказался: «Картины требуют погружения, иногда всей жизни – а кушать что? Я перебрался в Калачинск, надо было искать работу, содержать семью. Стал директором – вообще только в выходные мог писать. Окунулся в натюрморты. Есть идея, бумагу натянул – и пишешь». За пейзажами и натюрмортами Щикалева не выстраиваются очереди заказчиков. Работ продается очень мало. Порой кто и заплатит за пейзаж 3-5 тысяч, но для художника это не деньги – кисти да краски купить, вот и ушел гонорар. У невеликих премиальных за новое почетное звание – та же судьба. Анатолий Щикалев не жалуется. Растит учеников, строит на пару с женой дом, пишет картины, готовится к выставкам. Талант выше трудолюбия не ставит: «терпение и труд все перетрут» – цитирует народную мудрость. Да он сам и есть народ. И судьям конкурса «Художник года» можно только спасибо сказать за то, что в этом году они стали к нему ближе.