Елена Боброва – одна из самых перспективных художниц Омска. В омском отделении Союза художников она в списке самых юных членов, но ее работы сегодня украшают коллекцию городского музея «Искусство Омска», а также аналогичных музеев Павлодара, Томска, галерей Красноярска и Новосибирска.
По-французски утонченная, по-испански расслабленная и прекрасная внешне, как истинная уроженка Сибири Елена перевела разговор в формат дружеской беседы с первых минут нашего интервью. Показывая свои холсты, хозяйка мастерской вспоминает начало пути:
– Начав рисовать в глубоком детстве, посещая изостудию, а позже школу искусств, я никогда не думала о том, что может быть иначе. Помню, когда начала ходить на подготовительные курсы в университет, воспринимала его как святилище. Худграф в те времена выглядел очень андеграундно: битые лампы, обшарпанные тумбы в коридоре, хаос, неработающий свет. Ты идешь вечером менять воду, в окнах бликует свет фонарей, ничего не видно, спотыкаешься об эти тумбы и думаешь: «Так классно, буду поступать сколько угодно раз, но учиться только здесь».
«Если носить мир только внутри, он начинает гнить»
– Каждый из нас копит в себе мир: вы читаете, смотрите, чувствуете, приобретаете опыт, и рано или поздно вам надо его куда-то излагать. Жить с этим невозможно, так можно сойти с ума. Мои мысли складываются в метафоры: через деревья, дома, со временем у меня стали пробиваться символы, они заговорили. Сначала появлялись персонажи, затем я выражала мысли через свет, а сейчас – научилась максимально абстрагироваться от города. Многие удивляются, но некоторых мест, написанных мною, не существует, а их узнают. У меня есть определенный набор наработанных объектов, образов, которые я использую как буквы. Тык, тык, тык, составила слово, короткое или длинное высказывание. Это мой алфавит. Люди, которые не самовыражаются вовне... Не знаю, как они с этим живут. Я высказываю свою мысль, и она становится ювелирным изделием. Это навсегда, это не испортится. Если хранить ее внутри, представляете, как она начнет там гнить?
Предлагая выпить по чашечке кофе, Елена говорит, что любит, когда в ее мастерскую приходят гости.
– Самое главное богатство в нашей жизни – это люди, которые в нее приходят. Вот сейчас вы пришли, мы поговорили, обменялись энергией: порадовались, огорчились, ради этого ведь и живем. Поэтому к окружающим людям нужно относиться очень бережно, не напрягать их. Очень не люблю навязчивых людей, пусть лучше дурак дураком, но только не навязчивый. Ну а если навязчивый дурак – то это все, пиши пропало. Я сама стараюсь никогда не подводить людей и аккуратно входить во все сферы. Если нахожусь в мастерской – не буду отвлекать хозяина от работы, если разговариваю с ним по душам – то не лезу туда по самые гланды, чтобы потом самой было неудобно.
«Такой сморчок – и столько накрасил»
Работы Елены Бобровой нашли себе дом в городах не только России, но и Европы.
– Пару лет назад в Омск приезжала Ирина Раевских, работающая в международном олимпийском комитете. Ее родители когда-то эмигрировали из России в Канаду, а сейчас она живет в Берлине. После работы на форуме Ирина пошла на «Вишневый сад» в драмтеатр, где у меня как раз проходила выставка. Я и сейчас-то художник молодой, а тогда вообще была «соплячком». Европейку очень поразило, что «такой сморчок – и столько накрасил». На следующий день она приехала ко мне в мастерскую, а по окончании встречи пригласила к себе в Берлин. В Германии мне хотелось расплакаться на каждом углу: уж так там хорошо, что аж противно. (Смеется.) Таких людей, как Раевские, я тоже никогда не встречала: у них нет телевизора, они очень много читают, разговаривают на нескольких языках. Однажды я обронила фразу, что хочу увидеть Париж, а они подарили мне туда билет. Несмотря на настойчивые просьбы семейства продать картины, я подарила им все, что привезла с собой. Соль земли для меня – эти люди, всегда вспоминаю их с любовью.