Предложение от американцев
Двенадцать лет (с 1990 по 2012 год) цирк Майхровских гастролировал исключительно за границей. Выступали в Японии, Корее, Таиланде, Тайване, Китае, Франции, Бельгии (у Натальи даже бельгийское гражданство было), но со временем зарубежные выступления стали экономически невыгодными. «Артисты цирка теперь стремятся зарабатывать в своей стране, – объясняет Наталья. – Хотя заманчивые предложения поступают. Меня много раз приглашали и до сих пор зовут работать в Америке, в одном из самых известных цирков – Big Apple. Но дрессировать животных для кого-то – последнее, чем я буду заниматься. Для меня это морально тяжело: ты в ответе за тех, кого приручил».
«Меня много раз приглашали и до сих пор зовут работать в Америке, в одном из самых известных цирков – Big Apple. Но дрессировать животных для кого-то – последнее, чем я буду заниматься».
Спасательный круг Ростроповича
«Еще один пункт, из-за которого российские цирки перестали устраивать гастроли за границей: импресарио не выполняют обязательства, которые на себя взяли, – продолжает дрессировщица. – У нас очень тяжелой была поездка на Тайвань. Когда там закончились гастроли, мы, артисты, улетели в Россию, а мой папа (Борис Майхровский – заместитель гендиректора Росгосцирка – ред.) и его друг остались, чтобы перевезти животных.
Когда начали все собирать, импресарио предложил… усыпить животных: «Я вам выплачу компенсацию». Естественно, отец не согласился. Дошло до того, что им начали угрожать, в том числе физической расправой: как-то приехали на байке и по их поведению стало ясно, что выбора они нам не оставляют. Тогда мы обратились в российское консульство, но никакой помощи не последовало.
Положение спас только Ростропович (Мстислав Леопольдович, известный музыкант, дирижер – ред.). Он должен был выступать в Тайбэе, и моему отцу удалось добиться встречи с ним. После нее Ростропович сказал своему импресарио: «Я не выйду и не стану играть, пока российские артисты со своими животными не будут в безопасности и их не доставят домой». И только тогда животных нашего цирка перевели на американскую военно-морскую базу, а оттуда отправили в Россию. Отец приехал худым, измученным и постаревшим на несколько лет».
У Натальи Майхровской 9 пингвинов. Каждый из них стоит около 250 тысяч рублей.
Капканы от импресарио
И это был не единственный инцидент, произошедший с Майхровскими. «Подобная ситуация была в Южной Корее. Нам не платили зарплату, проживание в гостинице, а мы выступали на стадионе перед 200-тысячной аудиторией. Зная, что среди зрителей есть русские консулы, мы начали говорить в микрофон о своих проблемах. Нас перебивали, отключали звук. Благо у дедушки голос зычный. Он смог докричаться. Нас услышали и помогли. Иногда, ей-богу, не понимаю людей. Как, знаете, в известном выражении: чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак».
Китайская производительность
«В цирковой индустрии всех «рвут» китайцы. Они во всех направлениях сегодня в лидерах. Мои тетя и дядя год проработали в Китае: делились опытом дрессуры кенгуру. И что вы думаете? Спустя двенадцать месяцев китайцы поставили свой номер с уже рожденными в их зоопарке кенгуру. Но если у наших выступал один, то у них – пять. Когда мы покупали Плюшу, она была одной из пятнадцати моржей. Остальных купили китайцы. Они успевают во всем быть впереди планеты всей».
Кочевники
Как живут цирковые артисты ради того, чтобы сделать для нас праздник? Они приходят в цирк в 7.30, дрессируют животных по графику, расписанному по минутам, кормят их (и тут не всегда можно свесить работу на помощников – морские львы, например, принципиально едят только из рук дрессировщиков). После – небольшой перерыв, затем снова дрессура и в завершение – бумажные дела, а в дни представлений – выступление. Когда гастроли заканчиваются, они собирают все вещи и отправляются к новым зрителям.
Кортеж состоит из легковых авто, семи фур, микроавтобуса с шимпанзе, тремя трейлерами с лошадьми, морскими львами, собаками и попугаями. «Все волочем из гостиницы в гостиницу. У нас контейнеры похожи на шкафы на колесах. Пока на этаж поднимешь – семь потов сойдет. Знакомый как-то пошутил: «Артист цирка должен идти на пенсию, когда не сможет донести свое барахло на четвертый этаж».
В перерывах между выступлениями, подготовками к ним и переездами Наталья пишет бизнес-план своей мечты – контактного парка, в котором посетители могли бы общаться с дрессированными животными. «В Омске я заказала макет парка. Надеюсь, когда-нибудь приступлю и ко второй мечте и напишу книгу про своих животных – морских львов, тюленей, моржей, пингвинов». Уверена, историй наберется немало.
Справка
Наталья Майхровская – артистка цирка, единственная в России дрессировщица пингвинов, многократный лауреат цирковых премий. В омском цирке выступала с программой «Реальные пингвины».
Текст: Екатерина Черненко, Фото: фотостудия PANAMA, из сети интернет