Известная журналистка рассказала на творческой встрече, почему предпочла Ленинграду Омск, как поверила в силу печатного слова и почему сложно работать с людьми культуры.

 

– Основа личности, как известно, закладывается в детстве. С какими воспоминаниями связано ваше детство?

 

Мой папа был военным и наша семья постоянно переезжала. Мне удалось увидеть весь Советский Союз от Западной Украины до Сахалина. И когда ты детскими глазами видишь эту огромную и прекрасную страну, очень рано рождается так называемое «чувство родины». Ты испытываешь гордость и счастье, что живешь именно здесь.

 

За 10 лет я сменила из-за переездов 7 школ. Но вот это умение легко вливаться в новый коллектив мне позже пригодилось в журналистской работе.

 

Я очень любила физику, участвовала в олимпиадах, но журналистика перевесила. В школе я была юнкором, редактором стенгазеты. И на меня большое впечатление произвел один случай.

 

Мы с одноклассниками часто ходили в гости к ветеранам, помогали им, общались. И я познакомилась с одним дедушкой, который жил в очень сложных условиях.

 

Я написала заметку о нем в «Пионерскую правду». Ее не только опубликовали, но и отправили информацию в наш горсовет. После этого ветерану оказали помощь. Так я впервые осознала силу печатного слова.

 

– И поэтому вы поступили на журналистский факультет в Ленинграде?

 

Да. Мне дали рекомендацию из районной газеты в городе Коломые, где мы тогда жили. В Ленинграде учился мой папа, много мне рассказывал, и я тоже мечтала там учиться.

 

Приехав в Ленинградский университет, я поступила сразу в два университета, потому что сам город с его театрами, музеями, архитектурой, с его людьми он сам по себе учит.

 

У нас были фантастические преподаватели, многие из них фронтовики. А у фронтовиков всегда было особо отношение ко всем окружающим они стремились оберегать, заботиться.

 

Наши преподаватели не только читали нам лекции, но и давали уроки жизни. Мы были очень дружны, ходили к нашим профессорам в гости. Иностранные студенты, которые приезжали из Европы, очень удивлялись. Говорили, что у них есть всегда дистанция «преподаватели студенты», а у нас все было очень душевно.

 

Наш курс был очень дружным, мы приехали из разных республик и взаимообогащались в процессе общения. Мы до сих пор встречаемся с однокурсниками. Представляете? А ведь прошло уже 40 лет.

 

– А как вы оказались в Омске?

 

Сначала мы с мужем, тогда моим одногруппником, приехали сюда на студенческую практику. Получилось это так: мы посмотрели на карту нашей огромной страны и решили узнать а что находится в самом ее центре? Провели линию и оказалось, что прямо на этой линии расположен город Омск.

 

Первым впечатлением в Омске было потрясающее небо как огромный шатер. Такого неба я больше нигде не видела. И люди здесь оказались такие же светлые и открытые.

 

Нас, как родных, приняли в «Омской правде». Мы привезли с собой с практики целый ворох полноценных публикаций, а некоторые наши друзья жаловались, что им давали писать лишь небольшие заметочки. Потом мы приезжали сюда и на вторую практику, и после окончания университета решили обосноваться здесь. Омск стал родным.

 

– Вы не только пишете о культуре, но и входите в жюри театральных конкурсов. Насколько сложно ставить оценки героям своих журналистских материалов?

 

Творческие люди очень уязвимые. Им очень важно услышать слова признания, убедиться, что они сделали верный выбор. Мне бывает обидно, что в конкурсах мало номинаций. Иногда хочется наградить больше людей, а приходится соблюдать строгие рамки.

 

Но работать в жюри очень интересно. Ты видишь, например, как растут молодые артисты. Восхищаешься руководителями наших театров. Они удивительные люди. На них давит многое и публика, и чиновники, но они умудряются давать достойный творческий результат.

 

– Вы автор не только бесчисленного количества журнальных и газетных публикаций, но и автор полноценных книг, например, книги «Омск как пароль». Расскажите о ее создании.

 

Идея родилась в 2005 году, когда в Омск на гастроли приезжал театр Вахтангова, находившийся в Омске в эвакуации во время войны. Именно тогда в театр попал ставший потом известным на всю страну наш земляк Михаил Ульянов. Мы решили написать книгу о том времени.

 

Кстати, в 2005-м Ульянов тоже приехал на родную землю, хотя был уже болен. Но коллеги отмечали, что здесь у него словно за спиной выросли крылья, появилась бодрость.

 

Мы со Светланой Васильевой ездили в командировку в Москву, встречались с последними четырьмя вахтанговцами, которые были во время войны в Омске.

 

Незабываемые чувства остались от общения с Михаилом Ульяновым. Когда он говорил, он умел как бы снять коросту со слов. В его словах словно светилось солнце.

 

Кстати, скоро возле нашего театра драмы появится памятник Ульянову. И я очень поддерживаю эту идею. Этот человек заслуживает глубочайшего уважения.