В Музыкальном театре состоялась премьера балета «Врубель». 
Работать над постановкой были приглашены  петербургские  мастера – хореограф, лауреат премии «Золотая маска» Гали Абайдулов и художник-постановщик Кирилл Пискунов. Вместе Кирилл и Гали уже работали над оперой «Золотой теленок», также поставленной в Музыкальном театре.


Несмотря на то что Михаил Врубель провел в нашем городе всего первые три года своей жизни, для Омска художник стал фигурой культовой. Именно здесь хранится часть его работ. 
По признанию Гали Абайдулова, перед ним не стояла цель пересказать в постановке биографию мастера. Скорее, было желание «заглянуть» в мастерскую живописца, понять, как создавались его знаменитые шедевры, среди которых «Царевна Лебедь», «Прощание царя морского с царевной Волховой», «Демон поверженный», «Пан».


Таким образом, основой для декораций балета становится огромная палитра. На ней замерли артисты балета, исполняющие роль красок. Как только начинает звучать музыка, они плавно спускаются со своего пристанища и начинают кружиться в танце. На протяжении всего балета то и дело возникают образы персонажей, населяющих картины Врубеля: беззаботный Пан – хранитель леса, героиня сказки «Садко» – Волхова и, конечно же, знаменитый лермонтовский Демон.
Несмотря на то что жизнь Михаила Врубеля сложилась очень трагично, в балете нет ни намека на меланхолию, оба акта постановки проходят на мажорной ноте. Звучит музыка знаменитых композиторов Николая Римского-Корсакова и Александра Скрябина, с которыми Врубель был лично знаком и поддерживал дружеские отношения. 


Большое значение в балете уделено фигуре Надежды Забелы – верной жене художника, прославленной оперной певице. Именно она стала его опорой на всю жизнь и разделила с Врубелем все страдания. Сначала это рождение больного ребенка, а затем и его смерть, потом – душевная болезнь художника и в конечном итоге – постигшая его слепота. Практически все последние восемь лет своей жизнь Врубель провел в пограничном состоянии между безумием и прояснением рассудка. Своего «Демона поверженного» он доделывал, уже проходя лечение в психиатрической клинике. Врубель приходил на выставку, где экспонировалась его работа, и переписывал ее прямо на глазах у публики, делая лицо Демона все более мрачным и скорбным. 


Драматизм передан в постановке за счет нарастающей тревоги в музыке и балетных партий артистов. Все происходящее на сцене очень символично, поэтому зрителям, плохо знакомым с творчеством и биографией Михаила Врубеля, будет сложновато улавливать смысл той или иной сцены. 


Интересно, что «Врубель» получился балетом совершенно классическим, несмотря на то что самого художника причисляют к явным модернистам. Гали Абайдулов решил сильно не экспериментировать над постановкой, отдав дань классике. В этом есть свой плюс, если вспомнить о слишком эпатажной и шокировавшей зрителей «Анне Карениной», которую Музыкальный театр выпустил в этом же году. Во «Врубеле» все предельно гармонично и по-хорошему просто. А ведь иногда для того, чтобы говорить об искусстве, достаточно простых слов, главное, сказанных с душой.

Текст: Екатерина Шишикина
Фото: Дмитрий Феоктистов