Выставка «Видеть невидимое» откроется 19 августа.

 

Идея создать передвижную экспозицию тактильных копий знаменитых произведений пришла в голову директору Пушкинского музея Марине Лошак во время поездки в Испанию. Объемные копии шедевров, которые позволяют незрячим людям в прямом смысле прикоснуться к искусству, пользуются в музеях Мадрида большой популярностью.

 

Получить новые ощущения с помощью таких экспонатов могут и люди с нормальным зрением, особенно это нравится детям. Воплотить идею в жизнь помогли Сбербанк и платежная система Visa.

 

Для проекта выбрали произведения разных эпох и стилей - от возрождения до модернизма. Рельефные копии шедевров, оригиналы которых хранятся в Москве в музее им. Пушкина, были созданы по особой технологии 3D-печати в Испании, в Бильбао.

 

 

На изготовление одной работы уходит в среднем 2 месяца. Перевозят тактильные картины в деревянном ящике с надписью «Хрупко». Внутри между экспонатами проложен специальный изоляционных материал.

 

 

В экспозицию входят копии работ «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Кранаха старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старый еврей с мальчиком» Пикассо.

 

 

 

 

Эти шесть картин - постоянный состав выставки. Также для каждого музея, где проходит экспозиция «Видеть невидимое», организаторы изготавливают рельефную копию одной из местных картин, которая потом передается в дар. В музее им. Врубеля выбор пал на работу Ильи Галкина «За чтением», созданную в 1890-м году.
 

 

Наталья Киселева и картина И. Галкина «За чтением».

 

«Кроме картин у нас подготовлены аудиогиды, - рассказала Наталья Киселева, представитель пресс-службы Сбербанка. Текст помогает лучше понять, что чувствуют пальцы. Озвучил его Евгений Миронов.

 

А про работу, которая изготавливается для местного музея, текст читает обычно звезда, которая родом из этого региона. О картине Галкина «За чтением», например, для омичей текст для аудиогида начитала Валентина Талызина».

 

 

Как пояснили организаторы выставки, чтобы изображение можно быть «посмотреть» с помощью рук, изготовители тактильных картин используют разные текстуры. Границы деталей картины обозначают, нанося материал слоями. Если художник изобразил землю, поверхность тактильной копии в этом месте будет слегка шершавой, там где изображена человеческая кожа, поверхность будет гладкой на ощупь.

 

 

Аудиоэкскурсия по каждой картине длится 7 минут, то есть тактильное путешествие по всей экспозиции займет не меньше часа. В Омске выставка будет работать с 19 августа по 15 сентября, затем она отправится в Новосибирск.

 

 

Добавим, что для Омска выставка тактильных картин - не такое уж и новшество. Музей им. Врубеля уже несколько лет экспонирует объемные модели работ из своей коллекции. В музее есть рельефные копии фрагментов картин Явленского, Врубеля, Айвазовского и других авторов. Этот факт, кстати, восхитил организаторов новой выставки.