– А неожиданные цыганские мотивы как появились в вашем спектакле?
– Цыганские мотивы есть у самого Мольера. Хотя они, если честно сказать, там в зачаточном состоянии. Приходит персонаж Карл и говорит Леандру (еще один молодой герой пьесы Мольера – примечание МС2): «Эти ваши цыгане увозят Зербинетту, и если вы не заплатите выкуп, они ее увезут». Мы это укрупняем. Мы это, если можно так сказать, раздуваем до космических пределов, опять превращаем это в игру. Для того, чтобы молодые люди, которые любят друг друга соединились, необходимы какие-то события, чтобы Леандр из неврастеника и ипохондрика скорее становился мужчиной. Он должен совершать какие-то мужские поступки. И так появился цыганский табор. А при наличии таких замечательных творцов в театре, как Наталья Маратовна Сухотерина (отвечающая за музыкальную часть спектакля) и Виктора Датиковича Тзапташвили (хореограф), ну просто грех было не воспользоваться, чтобы был огромный табор, чтобы он и пел, и танцевал, и шутил, и хулиганил.
Наталья Сухотерина и Виктор Тзапташвили репетируют с главной «цыганской» героиней постановки
– Все говорят, что денег в театре нет. Наш ТЮЗ, оставшийся без худрука Владимира Золотаря в этом сезоне, не исключение. Как вы тут выкручиваетесь?
– По разному. Всех секретов раскрывать не буду, но все, кто придут на премьеру, увидят и много новых костюмов, и художественное пространство, придуманное нашим художником, которое меня очень творчески возбуждало. Мы подходили ко всему с выдумкой, фантазией и юмором. И поэтому все срастается.
– То есть на сцене не минимализм?
– Нет, упаси бог. Вот в моем кемеровском спектакле по этой же пьесе, но об этом меня дирекция уведомила заранее, не было денег. И делали «бедный театр». И там была черная одежда сцены, повозка Скапена и несколько качелей. Но это был такой художественный прием. Здесь я бы не сказал, что это совсем «бедный театр». Это бродячий театр Скапена. А что касается финансового состояния театров, то, наверное, кому-то хорошо и здорово, но многие выживают. Но все равно делают свою работу.
– Нам всем кажется из Омска, что Кемерово живет лучше нас финансово.
– Но вот два года назад было так. Коммунальные услуги взлетели, и на открытии сезона 2015 года директор Кемеровского ТЮЗа нам, как постановочной группе, сказал: «Выкручивайтесь, как хотите!». Художником была Светлана Нестерова. И я ей говорю: «Италия, набережная, скамеечка». Скамеечку нашли – перекрасили. Хочется каких-то деревьев. Ну вот хотя бы намек на какую-то южную зелень. Сказала: «Я подумаю». Пришла через два дня и говорит: «Вон видишь две искусственных пальмы в фойе стоят?» «Ну какие-то не очень». «Я придумала. На этих пальмах будут одновременно расти апельсины, огурцы, помидоры, бананы и прочие овощи и фрукты». Огурцы были настоящие. Скапен срывал огурец и хрустел.
– Кому достались главные роли в вашем веселом спектакле?
– В нашей постановке два Скапена – это Михаил Гладков и Евгений Сухотерин. 25-го премьеру будет играть Гладков, а Сухотерину достанется первый спектакль в следующем уже сезоне. На роль каждого героя назначено два артиста, и мы репетировали двумя составами.
Беседовал Василий Романов
фото Максим Самылкин