Не важно, как ты двигаешься, главное, что ты не останавливаешься».

Гарбуз Василий и Кучеров Олег, стоявшие у истоков омского паркура, рассказали редакции «МС2» о том, как укрощают заборы промзон и дают вторую жизнь старым кроватям.



Василий:
Вместе с Олегом мы начали заниматься паркуром около десяти лет назад - в далеком 2004 году. До нас этот вид спорта в городе развивали братья Свидовы, которые начали брать штурмом городские постройки двумя годами ранее. Никакого клуба, где спортсмены, увлекающиеся искусством преодоления препятствий, могли бы обмениваться своими знаниями и опытом, тогда еще не существовало, и каждый из нас методом проб и ошибок, а точнее, порванных связок и сломанных рук, учился выполнять различные элементы, позволяющие свободно перемещаться сквозь окружающее пространство, самостоятельно.

Олег: Даже в рамках нашего города коммуникации между трейсерами не существовало: мы занимались в Нефтяниках, зная, что где-то в Чкаловском районе и на Левом берегу тоже есть небольшие группы ребят, «подминающих под себя» городское пространство, но кто они и каков уровень их подготовки, мы не знали вовсе. Объединение трейсеров в нашем регионе произошло в 2007 году, когда на территории Сибирского федерального округа была создана первая общественная организация, членами которой стали занимающиеся паркуром спортсмены из Кемерово, Томска, Барнаула, Новосибирска, Красноярска и, конечно, Омска. Поводом для такого масштабного события послужил первый фестиваль, где разделяющие одну философию и стиль жизни люди из разных городов смогли, наконец, познакомиться друг с другом и показать, кто из них на что способен.



Василий: Поначалу мы черпали какие-то обрывочные знания о паркуре из попадающихся на глаза газет и журналов, немногочисленных роликов в интернете. На дворе был 2005 год, и говорить о какой-то информационной доступности сведений о том или ином нетрадиционном виде спорта не приходилось. Для начала мы нашли и принесли во двор старую кровать с пружинным матрасом, на которой выполняли свои первые в жизни прыжки. Что-то начало получаться, и постепенно к нам подключались другие ребята, которые до этого не без любопытства наблюдали за нашими тренировками. Немалую роль в нашем начинании сыграло акробатическое прошлое Олега, я сам до этого момента занимался лишь футболом и велоспортом, и никакого гимнастического прошлого за спиной у меня не было.

Олег: Безусловно, наши тренировки не могли остаться незамеченными. Время идет, а причитания пожилых соседок, ворчание дворника и беспокойство случайных прохожих остаются прежними. Кто-то волнуется, что мы можем сломать себе спину, кто-то - что разрушению непременно подвергнется их гараж или другое недвижимое и движимое имущество. Многие считают нас хулиганами, все время где-то прыгающими и оставляющими после себя «выжженное поле». Некоторые и вовсе побаиваются, долгие годы вынашивая мысль о том, что мы чуть ли не воришки, которые без труда могут залезть на их балкон. Конечно, большая часть людей реагирует на наши трюки адекватно - останавливаются посмотреть, иногда аплодируют и даже спрашивают, куда можно отдать своих детей, чтобы научить их выполнять подобные упражнения.



Василий: Меня часто просят потренировать ребята лет семи-восьми. Я говорю: «Ок, но приходите с родителями». Наш спорт - это та же гимнастика, даже девочки им занимаются, но в городе отсутствуют условия, чтобы тренировать детскую группу. Как минимум у нас нет ни одного специально оборудованного для занятий зала. Из-за этого, кстати, тренировочный процесс зимой становится весьма трудоемким. Зато благодаря паркуру у многих детей, которым по возрасту или физическим данным отказали в приеме в кружок по акробатике или легкой атлетике, есть шанс найти и реализовать себя в нашем виде спорта. Зачастую тренеры, к которым приходят дети, говорят им: «Покружись вокруг себя. Голова кружится?» - «Кружится». - «Ну приходи, когда кружиться перестанет». Я считаю, что это неправильно, ребятам не дают возможности показать себя и раскрыться. К тому же несомненным плюсом паркура является его доступность - здесь не нужны вложения - тем же хоккеем заниматься по карману далеко не всем, а здесь все, что тебе нужно, - это кеды и спортивные штаны.

Олег: Вероятность получения травм на тренировках очень велика. Восстанавливаться приходится от недели до нескольких месяцев - в зависимости от тяжести повреждений. Бывают случаи, когда после неудачных прыжков люди бросают спорт. Так, один наш друг получил открытый перелом голени во время соревнований, после этого в паркур он не вернулся. Когда мы были в Казахстане, то тренировались так называемым «натуральным методом», в результате поднялись без страховки, в сланцах на ногах до самой вершины горы Слон. На Алтае на подобном подъеме товарищу распороло руку и отрезало кусок уха скатывающимися сверху острыми камнями. Но, как ни крути, в целом травм, по сравнению с вышеупомянутыми хоккеем и футболом, мы получаем меньше.



Василий: Наши тренировки могут сегодня начаться на газоне в центре города, а закончиться около дома - на любой горизонтальной или вертикальной поверхности. Импровизация в чистом виде. Без занятий начинается настоящая ломка, не хватает адреналина, острых ощущений. Но спорт дал мне не только отличную физическую форму, но и подарил новый взгляд на жизнь, определенного рода философию. Уже год я не ем мясо, два последних месяца вообще питаюсь как сыроед. Хотя мы говорим о паркуре как о спорте, это все-таки еще и творчество. У каждого есть свои трюки, фишки, которые отличают нас от других трейсеров. Так, я стал одним из первых, кто смог сделать затяжной винт. Также благодаря своему занятию мы объездили полРоссии и знаем наверняка, что, приехав в Уфу, Пермь, Москву, Кемерово, Барнаул или Томск, для нас всегда найдется спальное место и тренировочный зал

Олег: Определенных кумиров у нас нет, а все, что есть, достаточно банально - это основатели движения Давид Бэйль и Себастьян Фукан. Сегодня на экраны выходит очень много фильмов, которые тем или иным образом популяризируют паркур - это и недавний «Беги», и культовый «13 район», но я не скажу, что они меня вдохновляют. Кино - это прежде всего сюжет, где все сливается в одну пленку: можно поставить в кадр начало и конец трюка, все будет выглядеть очень динамично и красиво. Но в реальности тебе приходится переходить с места на место, останавливаться, делать разминки и передышку, в реальной жизни все очень сильно отличается от того, что вы видите в конечном счете на экране.

Антон Ельц
Фото: Ирина Губарева