На коллекции омички Анастасии Дроздовой остановит взгляд любой человек, у которого было детство, и который любил культовые сказки. Коллекционеры — странные люди. Возводя вещь в ранг культа, они видят в ней скрытый смысл и трепещут, выискав уникальные экспонаты. Марки, этикетки от бананов и даже сиденья унитазов — что угодно может стать объектом собирательства. Бывают смешные или интригующие подборки, другие же собрания поражают своей стоимостью. А бывают трогательные и волшебные, обращенные к лучшим переживаниям детства. Прочитав в 8-летнем возрасте «Алису в Стране чудес», куратор восточной группы сайтов «АиФ» до сих пор очарована сказкой и охотится за белыми кроликами.
У Анастасии нет ста тысяч раритетных томов и рукописей авторов со следами слез и пятен от пролитого чая времен XIX века. В ее собрание вошли только 20 книг коллекционных изданий, каждое из которых дополняет и обогащает великую сказку, открывая ее новые нюансы. Ведь «Алиса» - непростое произведение, и в разные года ему приписывались сокрытые в текстах алгебраические формулы или завуалированные политические события.
- Моя коллекция - это возможность посмотреть другими глазами на знакомое: тут новый образ, здесь иначе и подробнее перевели, в третьем издании - интересный комментарий. - Рассказывает Анастасия. - Самой ценной книги у меня нет, коллекция на то и коллекция, чтобы представлять ценность в совокупности. А началось все с того, что я искала на книжной полке «Маугли», но наткнулась на Кэрролла. До «Маугли» я так и не добралась. Сейчас, когда за спиной филфак и диплом по английской литературе, любовь к сказке трансформировалась в интерес к ее феномену.
- Откуда вы знаете, что я не в своем уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своем, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась? Возможно, это несерьезно. А может быть, кто-то даже сочтет ненормальным. Но культовая книга — настоящий феномен. Иначе как объяснить, что ее столько раз переиздавали, снимали по ее мотивам такое количество фильмов и мультиков, рисовали комиксы и даже сообразили компьютерную игру, вошедшую в историю. Любой ребенок, даже взрослый, начинает читать сказку с картинок. Иллюстрации к «Алисе в Стране чудес» - особая категория творчества, в котором в свое время отметился даже Сальвадор Дали. Сюрреализм иллюстрировал сюрреализм — такое может быть только с этой сказкой. Куда более интересными, чем рисунки знаменитого художника, хозяйка коллекции считает наброски самого Кэрролла (мало кто знает, что автор сам иллюстрировал свое знаменитое произведение). На крайности типа пупсообразной, «рюшечной» Алисы из диснеевского мультфильма или трэшевого мрака в японских комиксах ценителю чопорной английской классики неприятно смотреть.
«Алиса» - культурное поле, представляющее простор для психовизуальных фантазий и с легкостью вмещающее в себя детские и недетские темы: логику, страх одиночества, политику. Впрочем, сам автор всегда утверждал, что вложил в сказку лишь то, что вложил, а остальное, дескать, абсурд, который рождается в голове читателей. Как ценитель литературы Анастасия считает, что взрослому человеку интересно покопаться в книге точно так же, как ребенку. Совсем недавно все были свидетелями суда над Валетом.
- Хорош или плох Навальный — вопрос десятый, - говорит она. - Но аналогии со сценой из книги актуальны и по сей день, «Алису» можно цитировать кусками в любые моменты в жизни.
В планах у Анастасии - дальнейшее «собирательство», как она его называет. Вот-вот должна появиться очередная советская книжка с интересными иллюстрациями, первое издание классического перевода Демуровой, а осенью - издание рукописи Кэрролла. Их истинный коллекционер конечно же пропустить не должен.
Тина Корлякова
Фото: Юлия Саютинская
Благодарим кофейню «Розмарин» за помощь в организации съемок.