21 июля в нашем городе прошел мастер-класс фотографа Катерины Плотниковой. Московская «сказочница», как называют ее коллеги, сошла с поезда в Омске, волоча за собой 65 метров ткани и огромную сумку платьев. Все – для дела.
Второй год подряд Катерина пускается в путешествие по России «на чистом творчестве»: она едет по городам от столицы до Сахалина и дает мастер-классы по минимальной цене – ровно за столько, чтобы хватило на билет до следующего города.
«Я вообще ничего не зарабатываю. Но у меня и нет такой цели, потому что творчество не должно быть источником заработка».
Коллеги смеются: «Катя демпингует».
«Мои воркшопы больше мотивирующие, чем обучающие. Когда ты вместе с учениками готовишься, собираешь лестницу в лесу или красишь в желтый цвет пианино, это лучше всего настраивает на совместное творчество». Катя мыслит текстурами: она может увидеть в какой-то мусорной куче металлическую стружку, и все – через полчаса она уже в этой куче копается, через час стружка несется домой, через два часа из нее шьется платье для съемки.
«Восприятие сказки разное у каждого человека. Когда я делала съемку с тигром, люди проходили мимо. Вообще на него не реагировали. Подумаешь - тигр. Голая девушка на нем лежит – да все равно. Через две недели возвращаюсь на то же место с лисой – и все влюблены: «О боже, лисичка, лисичка!! Живая лиса!» Так вот. Для кого-то тигр не сказка. А для кого-то лиса – восторг».
У меня две любимые модели. Я могу им в любое время позвонить и сказать: «Приходи, будет тигр, лен, болото». А они ответят: «Хорошо, во сколько?» Этой девушке, кстати (которая снималась с тигром), пришлось нелегко. Мы сделали ей парик из строительного льна (он дешевый, но на фото выглядит как натуральные волосы). Этот лен, когда намокает, начинает вонять какой-то псиной. Тигр на это очень плохо отреагировал – подумал, что какое-то нечистоплотное животное, и кидался на девушку, чтобы поиграть. Ситуация: голая девушка (практически готовое мясо), беснующийся тигр, дрессировщик, который пытается его успокоить, и фотограф. Нет, это было не страшно. Страшно было, когда мы прибивали стулья к дереву. Я тогда не знала, сколько нужно гвоздей, и взяла небольшую горстку. А потом загнала на этот стул девочку (ту же самую, кстати). Она сидела, читала «Анну Каренину» и боялась. Вообще, чем проще идея, тем лучше фото».
«У провинции есть одно большое преимущество – фотографам все время нужно «крутиться» и развивать фантазию. В Москве легко – а пойдем, тигра на съемку возьмем, Диму Билана позовем. Тигр «киношный», кстати, стоит 150-200 тысяч рублей на съемочный день. Спрос на животных в столице бешеный. Но я, если честно, ими уже «наелась». Горные озера – это моя следующая фотомечта.
«Я не боюсь, что меня будут копировать. Как художник я тоже не всегда рисовала гипсовые головы, которые сама же и слепила. Лучше копировать чужое, но хорошее. Одной фотохудожнице поклонники присылают снимки, «слизанные» с ее работ, а она отвечает им: «Ты молодец, продолжай. У тебя все получится». Я увидела ее ответы и поняла, что это правильно. Естественно, что копия наверняка будет позорной. Но так учатся все».
Валерия Лобанова
Фото из архива героини