Рецензия на фильм «Элизиум: Рай не на Земле» В широком прокате стартовал долгожданный фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле». В 2009 году своей дебютной работой «Район №9» Нил Бломкамп покорил не только зрителей, но и голливудских продюсеров, которые решили таланту помогать. На новую картину южноафриканскому режиссеру выделили 100 миллионов долларов, а это более чем в три раза превышает бюджет «Района». К несомненным плюсам картины, помимо режиссера и бюджета, хотелось бы отнести актерский состав: «приманка» для женской части зала брутальный и лысый Мэтт Дэймон в паре с невозмутимо элегантной Джоди Фостер. В колоритных персонажах недостатка не было совершенно. Русский зритель мог узнать в одном из героев черты родного Никиты Джигурды.
Итак, история о будущем Земли ну никак не может обойтись без грязного урбанистического пейзажа и противостоящего ему изумрудно-зеленого высокотехнологичного рая. Декорацией для первого является Земля-матушка, которую жители «доканали»: она перенаселена и обезвожена. Единственное, что на ней можно делать, – это создавать высокотехнологичных роботов, которые потом за своими же создателями и следят. А сказкой в космическом пространстве Вселенной, созданной богатыми некогда жителями умирающей под мусором планеты, является Элизиум, куда неугодным жителям Земли вход закрыт. Здесь не стареют и не болеют, чудо-капсула исцеляет все болезни – от последней стадии лейкемии до насморка.
В картине заметен опыт работы Бломкампа в качестве специалиста по спецэффектам: еще ни в одном экшене так красиво и без излишеств и пресловутого 3D не разлетался на мелкие кусочки робот-полицейский. Операторская работа в фильме также заслуживает всяческих похвал: шикарные панорамы и съемка будто «с руки» в очередной раз доказывают, что вышеупомянутый «объемный» эффект не сделает картинку лучше, как ни старайся, если она без него ничего не стоит.
Социальный аспект становится ведущим в «Элизиуме». Тема эмиграции – костяк бломкампской истории о середине XXII века. Неравенство землян и элизиумцев тонко подчеркнуто автором даже в языке: обитатели грязных урбанистических пейзажей разговаривают, как и подобает беднякам, на смеси грязного английского и испанского, а элита помимо родного английского хорошо владеет французским языком. В общем, радеет автор картины за справедливость и мир во всем мире.
Нельзя не сказать о минусах, их не так много, но особенно ярко они проявляются в финальных сценах, что смазывает положительное впечатление от задумки и, не побоюсь этого слова, гениальной операторской работы. Это «сюси-пуси», «размазанные» по самым интересным со смысловой и визуальной точки зрения моментам. Нужно помнить, что деньги на съемку дал Голливуд, а где Голливуд, там необратимо появляются тонны слез и, пардон, соплей вперемешку с любовными признаниями, когда один из героев уже в буквально находится в агонии.
Финал дает зрителю возможность поразмыслить: А что дальше? Причем это «дальше» касается истории не только райского Элизиума, но самого Бломкампа.
Константин Вакушев.
Фото: kinopoisk.ru