Сегодня медведи, зайцы и другие звери, которых создает Елена, путешествуют по выставкам всего мира. Они вызывают не умиление, а скорее чувство ностальгии. Выцветший костюмчик скрывает потертую шкурку, мордочку украшают старинные пуговицы из бабушкиных шкатулок. Кажется, что с этими зверушками когда-то играла английская девочка Алиса и ее сестры, которым Льюис Кэрролл посвятил свою знаменитую сказку. Им место не в коробках детских игрушек, а в музеях и частных коллекциях.
Материалы для создания моих зверушек я ищу на блошиных рынках и в антикварных лавках. Иногда они достаются мне от старушек, хранивших эти пуговицы и кусочки ткани с начала прошлого века. Для кого-то это просто мусор, особенно если сравнить с той роскошью, которая продается в современных магазинах тканей, но я неровно дышу именно к этой старине. Иной раз на кофточке моей игрушки можно найти пуговицу 19 века или пряжку, пришедшую из 18-го столетия. Даже используя современные материалы, я стараюсь их искусственно состарить, чтобы ты посмотрел и подумал: «Этот мишка как будто прошел Сталинград. И кожаный нос ему чуть ли не отъели блокадные дети, потому что им было нечего кушать». Хочется, чтобы у человека, который это видит, все всколыхнулось внутри от волнения.
Эти игрушки скорее предназначены не для детей. Их приобретают для украшения интерьера. Интересно, что мои покупатели в основном мужчины — бизнесмены, коллекционеры. Берут с собой медведей на сделки в качестве талисмана.
Я занимаюсь своим творчеством очень серьезно: составляю бизнес-план, сколько и что конкретно я должна сделать каждый день. Все выставки, мастер-классы и другие мероприятия у меня распланированы на полгода вперед. А еще я просто ненормальный трудоголик. Могу работать дни напролет, уделяя сну всего несколько часов в сутки. Просто я получаю от своего занятия огромное удовольствие.
В моей жизни ничего не предвещало того, что я когда-то займусь творчеством. Мама мне говорила: «Руки у тебя растут из одного места, что ты ни возьмешь, все будет испорчено». Кроме того, в семье всегда были проблемы с финансами, и мама не могла отправить меня в художественную школу. А мне всегда очень хотелось делать что-то красивое. В детстве, когда я возвращалась домой с улицы, в моих карманах можно было обнаружить всякие красивые веточки, камни, стеклышки, листочки – предметы, в которых я могла что-то домыслить, чтобы из них получился законченный образ, будь то животное или птица.
Учиться изобразительному искусству я стала уже ближе к 40 годам. До этого много лет проработала заведующей в столовой и шеф-поваром в ресторане. В какой-то момент мне захотелось заниматься творчеством, и я пошла к известной омской художнице Татьяне Жаровой. Потом училась в «Школе портрета Анатолия Мовляна». Эти люди даже сами не знают, как они мне помогли. А сейчас преподаю сама, провожу семинары в разных городах. Мои занятия представляют собой не только мастер-классы по рукоделию, но и своеобразные психологические тренинги. Хочется дать людям понять, что каждый способен создавать что-то прекрасное. Я уверена, что любая домохозяйка может заработать деньги, если она правильно выстроит свое дело.
Моя первая игрушка обернулась провалом. Когда я пошла учиться, то была настолько далека от шитья, что даже не знала простых вещей: например, что на выкройке нужно делать швы на припуски. В итоге мой первый медведь просто разлезся. Но даже эту ошибку я смогла творчески обыграть: каждый вылезший шов я обшила бисером, а на спине для сокрытия дефекта сделала крылья. Так, у меня получился нестандартный мишка-ангел. Однако полученных знаний мне не хватило, и я прошла еще один семинар по состариванию авторской игрушки. Через какое-то время у меня сформировался свой стиль. Теперь на выставках можно даже не подписывать имя – мои игрушки стали узнаваемы.
Мишки сильно изменили мою жизнь. Благодаря им я освоила интернет, посетила такие места, в которых бы никогда не побывала, повстречала много интересных людей, многому научилась. Бросила старую работу и полностью зарабатываю на своем хобби. До мишек я даже не могла подумать, что смогу купить хорошую машину из салона. А теперь езжу на новом автомобиле. За последнее время я похудела на 30 килограмм и перестала думать о болячках. Раньше я просто не вылазила из больниц: как астматику мне даже хотели дать инвалидность. Теперь мне некогда обо всем этом думать, ведь моя жизнь стала настолько интересной.
Сегодня у меня есть приглашения на выставки из Франции, Чехии, Испании. Я провожу мастер-классы, учусь сама — получаю второе высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление". А еще я точно знаю, чем мне заняться на пенсии — я побегу с медведем марафон!