Рецензия на фильм «Заклятие» Фильмы ужасов уже давно перестали быть кроваво-костно-мясным месивом. Сегодня, чтобы твой ужастик пугал или хотя бы привлек внимание, его нужно сделать стильно. Стиль — главная концепция любой картины. Об этом прекрасно знает автор «Пилы» и вышедшего в 2010-м менее кровожадного, но от этого не менее страшного «Астрала» Джеймс Ван. Такое кино у нас принято называть хоррором, вроде, и страшно, но не противно, атмосфера жуткая во всем кинотеатре, случайных шорохов потом тоже боишься, но желания вздрагивать в кресле и закрывать глаза от страха в зале почти не возникает.
«Основано на реальных событиях» — отличный ход, чтобы заинтересовать зрителя. Известная семья американских парапсихологов Уоррен подарила литературе и киноиндустрии немало занимательных историй. Не так давно Лорейн Уоррен открыла миру тайну одного своего самого загадочного «дела», которое и легло в основу «Заклятия».
Сюжет фильма развивается в лучших традициях голливудских ужастиков — когда не очень богатая семья, собрав все свои сбережения, въезжает наконец-то в СВОЕ жилище — «плохой дом». Дальше все идет по шаблону. В доме начинают происходить странные вещи: хлопают двери, разбиваются тарелки, падают картины, и кто-то ночью дергает вас за ногу. Каждый режиссер облагораживает это шаблон своими особенными «фишками» и интересными деталями.
Так вот, заезжает многодетная семья — папа, мама и пять дочерей (да-да, ужасы уже начались — ПЯТЬ дочерей!!!) в полуразрушенный дом, а тут все, что нужно для добротного ужаса: лестница, вдоль которой висят картины (они, как то оружие на стене, тоже должны «выстрелить»); подвал, большой, пыльный, заваленный старыми вещами предыдущих жильцов; часы, которые живут своей жизнью; двери, много дверей, которыми можно хлопать и стукать, и шкаф, конечно, неожиданности могут таиться как внутри него, так и на нем самом. Ван не гнушается даже такими банальными приемами, как привидение из простыни, влетающее в открытое окно.
Открывает дьявольскую линию самая младшая из семьи. У огромного дерева на берегу водоема девочка находит... старую музыкальную шкатулку. Банально? Это еще не все, шкатулка эта в виде старой карусели в парке, когда открываешь, под музыку крутится спираль на зеркальце. А со дна игрушки высовывается типичный американский клоун-убийца а-ля Роналд Макдональд. В этой «милой» побрякушке ничего не подозревающая дочурка видит грустного и одинокого мальчика.
Фильм снят настолько качественно, что даже жалко навешивать на него жанровые ярлыки. Стилизация под семидесятые режиссеру удалась абсолютно: костюмы, обстановка, манера общения, внешний вид героев — все отправляет нас на сорок лет назад. Он не пугает до дрожи в ногах, хотя мужчины в зале вскрикивали, он держит тебя в напряжении. Ты прекрасно знаешь, что сейчас случится, но как именно — нет. И вот этот прием совершенно ожидаемых «пугалок» заставляет смотреть практически не моргая. Удивительная особенность для кино такого жанра — «заставил задуматься». Добрая половина просмотревших теперь всерьез думает о потусторонних силах. После просмотра не исключены массовые походы в церковь для принятия крещения.
Марина Грудинина
Фото: kinopoisk.ru