Авангардный спектакль по пьесе Альбера Камю прошел на стройке.
Премьера нового спектакля творческой группы The Patsies должна была состояться в недостроенном помещении холдинга Atlantida Group, поэтому приглашения рассылались как театралам, так и завсегдатаям увеселительных заведений. Публика собралась довольно разношерстная, но жажда искусства одолевала всех одинаково: в скором времени в зале уже не оставалось свободных мест.
Зрители ждали спектакль по произведениям Чака Паланика, однако вскоре были уведомлены о том, что представление начнется с опозданием на полчаса и вместо обещанных «Пришибленных» публика увидит постановку «Ужин с Калигулой». После нескольких минут томительного ожидания к зрителям вышли режиссер Кирилл Витько и арт-директор клуба «Атлантида» Алексей Витрив. Обменявшись привычными для творческих людей светскими поцелуями Витько и Витрив пояснили, что начали эти прилюдные лобызания не просто так. Спектакль «Пришибленные» не прошел проверку цензурой: в смелой постановке углядели пропаганду гомосексуализма, поэтому заявленный в приглашениях спектакль отменен. «Это «Тангейзер» прошелся по стране», — с улыбкой добавил Витько.
Ну что ж, раз уж не разрешили посмотреть на переодетых в женщин мужчин, значит, будем скромно ужинать с Калигулой. «Ешьте, пейте, веселитесь, потому что в царстве мертвых не будет этого» - призывала надпись на рекламных буклетах спектакля. В подтверждение этим словам на столах у импровизированной «сцены» уже стояли бутылки с красным вином, тарелки с разными сортами сыра и крупной черешней — похоже, в эпоху санкций одного съедобного реквизита вполне достаточно, чтобы обойтись без декораций. Режиссер Витько изначально решил, что играть «в Калигулу» актеры будут в ресторане, попивая вино и угощая зрителей закусками с «реквизитного» стола.
Пьеса «Калигула» была написана гуру французского экзистенциализма Альбером Камю перед самым началом Второй мировой войны. Это история об одержимости, безграничной власти, безумии и саморазрушении. Актеры выходят на сцену в классических костюмах, однако временами спектакль срывается в отчаянный сюрреализм: то как чертята из табакерки выпрыгнут измазанные белой краской борцы, то щелкнет по лбу реминисценция из «Синего бархата» Дэвида Линча вперемешку с кадрами военной хроники и взрывов 11 сентября.
Деспот и тиран Калигула в исполнении актера театра «Галерка» Дмитрия Цепкина предстает этаким романтичным циником, ему действительно хочется сочувствовать, причем намного больше, чем замученным жертвам. Удивительная особенность экспериментальных постановок Витько заключается в том, что они всегда на удивление злободневны.
Режиссер словно бы высмеивает абсурд современности, затевая забавную игру в «угадай аллюзию».
А зрителю порой кажется, что человеческая жизнь так же абсурдна, как и рассуждения о смысле бытия в недостроенном ресторане.
Ирина Буркина
Фото: Дмитрий Панков