Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.... Привлечь пап в театр на детский спектакль постаралась режиссер-актриса Наталья Индейкина, поставившая в омском ТЮЗе «Сказку о золотом петушке». В ее трактовке Шамаханская царица превратилась в Памелу Андерсон.
Подразумевала Индейкина гротеск, скоморошество, комичные фигуры персонажей, фантастические костюмы, придуманные художником Кириллом Пискуновым. Из таких мега-задумок Пискунова и можно выделить туалет, в котором появляется на сцене Шамаханская царица. Красавице актрисе Александре Сагановой добавили бюста и очаровательных округлостей сзади. В результате изящная по мультфильму соблазнительница больше напоминает некогда известную спасательницу Малибу. Папы будут в восторге. Мамы могут возражать, да и двигаться актрисе в этом облачении очень тяжело.
Классическое произведение Индейкина превратила в анекдот, как она уверяет, в первичном смысле этого слова: небылица, байка с неожиданным сюжетным завершением. Из неожиданного: режиссер совместно с художником поставил на вертящийся круг в качестве нападающих картонных красноармейцев, правда, нераскрашенных и без опознавательных знаков, но вполне узнаваемых даже с верхних рядов; из этой же серии под потолком подвесили картонный аэроплан. Да и Дадон по Индейкиной не умирает в конце, а чудесным образом оживает.
Впрочем, все это режиссер объясняет тем, что история у нее происходит во сне. Сегодня у театральных деятелей это востребованный жанр, вспомним коллегу Индейкиной из нашей «Галерки» - Кирилла Витько - в жанре сна у него родилась гоголевская «Женитьба». Понятно, что с внуками придут дедушки и бабушки и с удовольствием, или без оного, окунутся в революционную атмосферу, хоть и без красных флагов и звезд. Сегодня им это можно сделать только во сне.
Кстати о сне. Кое-кого удивил выбор режиссера на роль царя Дадона. Дескать, могли бы и Звонову дать сыграть. Но заметим, что именно сон у Сергея Дряхлова, который исполнил в спектакле Дадона, из используемых им актерских красок получился лучше всего.
Покоряет на сцене броуновским движением массовка. Ее явно не хватает численно, да и та, что есть, действует хаотично.
На фоне не всегда в тему бегающей массовки, как часы, отрабатывает свою маленькую роль мамки Александра Корнева. Любое ее появление на сценическом пространстве сразу привлекает внимание. Корнева точно знает, что и как делать.
Спектакль идет около часа, и первое впечатление от него: громкий. Потом, когда привыкаешь, становится очевидным, что актеры и зал не взаимодействуют. Публика, главным образом совсем юная ее часть, постоянно отвлекается, а артисты на сцене уже не могут привлечь ее внимание.
Станиславский говорил: «Для детей надо играть так же, как для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». В детском театре никогда не надо этого забывать. Ведь именно со спектаклей для самых маленьких начинается их любовь к театру. Или не любовь. «А как споешь», - говорил герой известного мультфильма.
Василий Романов