Омскому пилоту Сергею Губичу интереснее не купить самолет, а построить его самому. И хотя для этого может понадобиться шесть лет, нашего героя это нисколько не останавливает. Сделанный Сергеем двухместный Piper J3-Cub – аналог бывшего американского учебного самолета армии ВВС США 1934 года выпуска – знают все омские частные пилоты. Самолетами инженер по образованию и призванию увлекается с детства. С возрастом у хобби изменились только размеры: маленькие модели превратились в реальные машины.
Научить вещи летать Шесть лет понадобилось Сергею, чтобы построить Piper J3-Cub. «Конечно, работать получалось не каждый день, иначе закончили бы раньше. Сделать просто, а вот чтобы обдумать, как именно, нужно много времени. Ломать голову можно полчаса-час, а сам процесс потом займет всего пару минут. Для кого-то проще купить самолет, но я инженер, мне нравится учить летать вещи, которые по отдельности совершенно к этому не приспособлены. Признаюсь честно, строить самолет не так просто, но очень увлекательно! В этом деле главное – терпение. Как мне однажды сказал товарищ, который построил пять самолетов: «Начинают строить многие, заканчивают – единицы, а летает – несколько человек». Кропотливый труд, но когда все позади и твой самолет взлетает, парит в небе… получаешь непередаваемые ощущения!»
Крылья – из сосны, фюзеляж – из труб На вид Piper J3-Cub выглядит беззащитным: пустой, он весит всего 330 килограммов.
Что интересно, построил его Сергей из материалов, которые можно купить в любом хозяйственном магазине или на стройрынке. «Материалы достаточно простые: обшивка – из ткани, крылья – из дерева, фюзеляж – из стальных труб.
Сегодня в самолетостроении применяют дюраль, а в 30-е годы крылья делали исключительно из дерева. И получалось достаточно прочно. Я решил воспользоваться старой технологией и сделал крылья из ангарской сосны. Она считается лучшим материалом для этих целей.
По сути, самолет делают из палочек и дырочек. Палочки нужны для крепости, а дырочки – для легкости самолета», – говорит Сергей.
Гармония на высоте В прошлом году Сергей налетал 120 часов. Пока он парит над Омской областью, но в мечтах – слетать на своем Piper на Алтай и Байкал. «Каждый раз, когда набираешь высоту и смотришь с неба на землю, все кажется таким упорядоченным и гармоничным. Особое восхищение вызывают осенние пейзажи: синяя змейка реки и золотые, красные, оранжевые полоски лесов. Такая красота!»
Справка Основные материалы (кроме двигателей и приборов) обошлись Сергею примерно в 50 тысяч рублей. Наибольшие финансовые расходы, на удивление, были связаны с регистрацией. «Чтобы поставить Piper на учет, мне понадобились круглая сумма и целый год, чтобы оформить необходимые документы. Из-за такой волокиты в России зарегистрированных самодельных самолетов – единицы».
Текст: Екатерина Черненко,
Фото: фотостудия PANAMA