Эксперты «МС²» Олег Перевалов и Галина Сатонкина взглянули сквозь слезы на искусство, культуру, психологию и собственный личный опыт и объяснили, чем мужские слезы отличаются от женских, почему люди, которые не плачут, рискуют оказаться на больничной койке, и как можно сделать бизнес на слезах.Галина Сатонкина, преподаватель истории искусства арт-галереи «Квадрат»
Олег Перевалов, психолог, эксперт программы «Общение без напряжения» Слезоточивый глаз
Олег: Сегодня говорим о слезах.
Галина: Отличная тема! Обожаю слезы за их многозначность в трактовках и терапевтическую ценность.
Олег: История для затравки. У индейцев племени екуана считается естественным выражать свои страдания и боль слезами и плачем. Также естественно оказывать поддержку при этом: мать и жена обязана быть «подушкой для слез» своим детям и мужу. Она не утешает, ни о чем не спрашивает, просто дает возможность уткнуться в нее и плакать сколько нужно. Право на поддержку плачущего в этом племени священно. Когда индеец екуана теряет родную мать, то в племени для него назначают приемную, в плечо которой можно будет выплакаться.
Галина: К сожалению, у нас совершенно другие культурные реалии. Плакать можно, соблюдая при этом строгий регламент: недолго, не на людях, не при детях… Это в том числе из детства, когда тебе твердят: «Не плачь! Не плачь! Мальчишки не плачут». Да и девчонки – чего уж там. Я и сама однажды надолго запретила себе плакать: спасалась йогой, танцами... И в результате узнала, что такое жгучие слезы: когда наконец заплакала, почувствовала ощутимую боль в глазах.
Олег: Это ты еще легко отделалась. От советов доктора Спока оставлять плачущего ребенка в комнате одного продвинутые родители понемногу уходят. Но с детьми постарше история не меняется: все еще по традиции затыкают слезы, затыкают эмоции. Но если человек всю жизнь сдерживается, зажимает чувства, у него в итоге случается инфаркт. И вот после этого он становится самим собой – но какой ценой... Особенно это актуально для мужчин.
Галина: А вот на родах мужчины плачут как дети…
Олег: Это особое состояние и особая тема. Мы с женой вместе рожали. Абсолютно мистическое переживание, когда ты чувствуешь ее боль, схватки. По-настоящему. Вплоть до того, что я вместе с ней искал удобную позу...
Галина: Ты ведь эмпат.
Олег: Ха-ха, от эмпата слышу. Мужчине действительно плакать сложно, и он обычно не готов делить это с кем-то. Если женщина становится свидетелем мужских слез, она должна осознавать ответственность и ценить степень доверия. Это особое событие, фактически инициация, оно не каждый день случается… А ты, женщина, когда плачешь, чего ждешь от мужчины?
Галина: Как минимум, чтобы он этих слез не боялся. Женщины эмоциональны, и некоторые мужчины теряются в атмосфере этой эмоциональности. Порой это выливается в раздражение, порой в страх или бесчисленное количество расспросов…
Олег: Достойный мужчина, когда плачет женщина, принимает ее слезы как данность. Относиться к женским слезам надо как к погоде – она есть, и ничего с этим не поделать. Надо ли реагировать? Надо. Надо ли что-то говорить? Не обязательно. Надо просто быть рядом. Проживи эти минуты вместе с ней, обними, скажи хриплым басом настоящего ковбоя: «Моя-моя, всех порву, тебя защитю!» - а потом уже задавай вопросы. Если они все еще нужны.
Пабло Пикассо, «Плачущая женщина» (портрет Доры Маар). 1936, холст, масло. Пикассо часто изображал Дору Маар в образе плачущей женщины. Образ Доры со временем стал символом всех женщин эпохи, которым выпало испытание Второй мировой войной. Впоследствии прототип «плачущей женщины» Пикассо использовал при создании своего главного антивоенного манифеста, «Герники». Культура слез
Олег: Я делю слезы на «настоящие» и «ненастоящие» - от жалости к самому себе. Некоторые женщины у меня в кабинете плачут так, будто пьют текилу: чик-чик-чик. Дозированно. Они четко знают, сколько рюмочек на столе, и с чувством «набухиваются» собственным горем.
Галина: Стой, текила? А посолить?
Олег: Сама себе насолила, сама себя облизнула – и упивается печалью. Когда она это делает рядом с мужчиной, она полностью перекладывает ответственность на него, при этом думает, что контролирует ситуацию. Самое смешное, что женщина, которая пытается манипулировать мужчиной при помощи слез, наступает на горло собственной песне: пока проблема вербально не обозначена, она для мужчины не существует. Поэтому пока женщина не говорит «Хочу шубу!», а рыдает на морозе, она может в итоге и замерзнуть. Миф вокруг женских слез и сложился-то потому, что женщина пытается порой при их помощи манипулировать. А ведь когда речь идет о реальном горе, человек перестает быть мужчиной или женщиной – тут никакой разницы в поведении нет.
Галина: Такую даму можно понять. Мигрень – немодно, насморк – банально, тяжесть в животе – негламурно… И тут на помощь приходят слезы! Это такая элегантная женская болезнь. Она не уродует, появляется и исчезает по необходимости, достаточно драматична, но не лишает возможности превратить все в шутку…
Олег: Впору составлять «кодекс грамотно плачущей женщины».
Пабло Пикассо, «Бюст Доры Маар». 1936, холст, масло. Возлюбленной художника, разделившей с Пикассо предвоенное и военное время, навсегда достался образ «Матери Скорби». Галина: Легко! На титульном листе поместим портрет Доры Маар, музы Пикассо, которая вообще плакала постоянно, за что ее и прозвали «рыдающей женщиной». Итак, красиво плачущая женщина делает это с прямой спиной. Ни одна капля водостойкой туши не падает с ее ресниц. Платок не должен быть бумажным – лучше батист. Нос краснеть не должен. Шмыгать нельзя. Верх элегантности – уронить слезинку в бокал шампанского…
Олег: …на фоне брызг которого глаза заблестят особенно ярко…
Галина: …и мгновенно высохнут от поцелуев любимого или вида новых сапог. И не забывайте втягивать живот.
Олег: Кроме шуток: подобный кодекс существует, можно сказать, с древних времен: на Руси профессионально плакать обучались с малолетства, ведь без плакальщиц не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба, похороны или проводы рекрутов. Весьма востребованная была профессия. Плач должен был иметь особый мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица причитала, чем больше слез проливала, тем большое вознаграждение в итоге получала.
Галина: Все возвращается: сегодня в Великобритании, например, для похорон заказывают профессиональных плакальщиков. Фирма так и называется: «Аренда плакальщика». Компания предлагает всем желающим пригласить на свои похороны «вежливых и хорошо одетых профессионалов», которые будут присутствовать на похоронах и поминках, хорошо впишутся в круг друзей и родственников и будут при этом плакать. Цена услуги — $68 за одного «спеца по плачу». Люди, придумавшие этот бизнес, и сами не ожидали, что он будет настолько востребован. Теоретически профессия может получить второе рождение и в нашей стране.
В плачевном состоянии счастья Олег: Представляешь, Галя, если бы у нас в обществе не было негласного табу на слезы, я бы тебя при встрече мог спросить не «что читаешь?», а «над чем плачешь?».
Галина: Последнее, что вызвало у меня слезы – подборка фотографий в фэйсбуке. Самые разные сюжеты: девочка на инвалидной коляске в балетном зале, нищий, который делится с другим куском хлеба…
Олег: Не могу сдержать слез, когда смотрю военные фильмы… Есть один особенный для меня момент в «Они сражались за Родину». Перерыв между военными действиями, привал, и один из героев говорит товарищам: «Так по жене соскучился…Стал забывать, как у нее подмышками пахнет». А ты понимаешь: он на войне, он ее сто лет не видел и, быть может, никогда уже не увидит…
Галина: А я какая плакса! В театре вообще себя боюсь. А как рыдаю над стихами! Первый фильм, над которым я плакала безудержно – «Полет над гнездом кукушки». Я родом из Тобольска. Мне было двенадцать, когда в ДК привезли этот фильм. Когда Вождь придушил Макмерфи подушкой, я не могла удержаться. Каждый ведь плачет над чем-то своим: старость ли это, болезнь ли, любовь, дети… Для меня искусство – это опыт, который не травмирует, но тренирует душу, а рыдание над фильмами - отменная терапия.
Олег: Сделаем выводы. Вы плачете – значит, вы живы. Плакать не стыдно и даже полезно. Сколько? Квантум сатис – столько, сколько требуется.
Галина: Я бы добавила: без перебора. Все же на последнем портрете плачущая Дора выглядит, прошу прощения за тавтологию, весьма плачевно: в итоге-то Пикассо упек ее в сумасшедший дом.
Порой мужчины плачут от любви. Некоторые – от любви народной. В продолжение темы
Британская художница и режиссер Сэм Тейлор-Вуд презентовала в 2004 году серию фоторабот «Плачущие мужчины». Она просила привлеченных актеров играть перед камерой определенные роли, которые передают интимные переживания человека. Не всем было легко заплакать: кому-то пришлось использовать искусственные слезы.
Дениэл Крейг
Стив Бушеми
Джуд Лоу
Пол Ньюман
Робин Уильямс
Тим Рот
Текст: Елена Ярмизина
Фото: Ирина Губарева и из сети интернет