Новости. Омск
bk55.ru

Сколько мата может вынести театрал?

03-06-2013 12:55:17
После скандального спектакля словенского театра, в котором актеры выходили на сцену голыми и крыли матом некоторые реалии жизни и зрителей в зале, мы решили поговорить о том, как скандальные постановки влияют на репутацию театра.

Собеседник МС – Александра Юркова, директор «Пятого театра» и организатор фестиваля «Молодые театры России», в рамках которого в Омск приехала нашумевшая постановка.



Александра Илларионовна, на ваш взгляд, спектакли с нецензурной лексикой влияют на репутацию театра как учреждения? Имидж «Пятого театра» не пострадал?

– Я уверена, что такие постановки не влияют на имидж театра. Ведь фестиваль – это срез театральной жизни в мире. Мы вместе с театроведами исследуем, что происходит в современном театре из разных концов света. Это не значит, что в постановках «Пятого театра» будут использоваться такие спорные приемы.

Спектакль шокировал омских зрителей. Можете поделиться своими впечатлениями от этого театра?

– Я видела этот театр в Хельсинки, там он был еще резче и социальнее. Вообще, это отличительная черта словенских театров – они пристальное внимание уделяют социальным проблемам. Показывают на сцене пьющих женщин, женщин, которые бросают своих детей, беспризорников. Заставляют зрителя задуматься о том, как сделать, чтобы такого в жизни не было.

Этот молодежный театр произвел в Европе фурор, его приглашают на различные фестивали, понимают и принимают их творчество. «Будь проклят тот, кто родину предаст» – это спектакль-провокация, они, как и всякий творческий коллектив, ищут пути к тому, чтобы донести до зрителя какие-то проблемы, показать боль своего народа. Может быть, они думают, что только так они будут услышаны. Люди будут шокированы, люди зададутся вопросом: «Почему они так говорят? Они что, не могли других слов найти?» Люди почитают справочную литературу, и, быть может, поймут, почему для описания того страшного времени в истории своей страны режиссер не смог найти других слов. Это спектакль-провокация, это боль словенского народа.

А как такие постановки влияют на репутацию театра вообще? Ведь основная масса театралов это люди интеллигентные, зачастую «старой закалки», и их оскорбляют подобные приемы, они могут разочароваться в театре и перестать ходить в театр в принципе.

–  Вы не совсем правы, сегодня в театр приходят очень разные люди. Словенский театр не показал ничего такого, что мы не видели бы на ТВ или в реальной жизни. Конечно, неподготовленного зрителя шокирует, когда актеры пользуются ненормативной лексикой со сцены.  В жизни людей старшего поколения не было ничего подобного, и, думаю, им действительно не стоит ходить на такие спектакли. Естественно, зрителям было неловко. Мы поняли, что следует их подготовить. На следующий день перед показом профессор из Санкт-Петербурга очень подробно рассказал о том, что зритель увидит, и об историческом контексте. И никто не покинул зал, спектакль приняли благосклонно.



По вашим наблюдениям, скандальные спектакли больше привлекают публику или, скорее, отпугивают?
– Ни то, ни другое. Могу сказать, что у зрителя есть настороженность по отношению к современной драматургии. Она не всегда понятна, она требует глубокой подготовки.

А как вы относитесь к таким провокационным постановкам? Увидим ли мы что-то подобное в исполнении актеров  «Пятого театра»?

– Нет. Словом можно убить, и я как человек и как директор театра категорически против использования мата на сцене. Сложно найти современную пьесу без мата. Но актуальные проблемы можно показать и через классику – через Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Все зависит от режиссера.

Что, на ваш взгляд, в театре недопустимо?

– Развязность, неуважение к зрителю, неподготовленность и непрофессионализм актеров, мат.


Справка:

Словенский спектакль «Будь проклят тот, кто родину предаст» демонстрировался в рамках программы фестиваля «Молодые театры России» на сцене «Пятого театра», на словенском языке с русскими субтитрами. Во время первого показа публика массово покидала зал. Вот как описывает свои впечатления от спектакля блогер valitov_gonzo:


«Прием с обнажением, кстати, очень ничего. Персонажи стоят без трусов и рыдают. Гремят выстрелы. Один из героев расстреливает их на**й. Они сами и их тела – просто мясо. Мясо, брошенное на алтарь балканской войны, которой, кстати, посвящен спектакль.
Зритель теряет чувство комфорта, когда со сцены орут «Че вылупились? С*ки русские!!!»
В буклете фестиваля «Молодые театры России» написано: «С юмором и теплотой спектакль рассказывает об истории словенского народа после не столь давней балканской войны, разделившей родных и близких на врагов и друзей». Такая вот теплота, с*ки русские! Ну, а мне спектакль понравился».

Записала Саша Александрова

Фото: архив БК55, Афиша.ру


Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru