Рецензия на фильм «Интерстеллар».
«Новый фильм Кристофера Нолана» - фраза, после которой каждый уважающий себя кинолюбитель должен немедленно отправиться в ближайший кинотеатр. Режиссер, чьи картины прочно осели в первых сотнях самых лучших фильмов, когда-либо снятых человечеством, на данный момент является тем редким представителем в Голливуде, умеющим снимать глубокое и умное кино для массового зрителя.
«Интерстеллар», что в переводе значит «Межзвездный», - фильм тяжелой судьбы. Его производство началось еще в 2006 году, когда Стивен Спилберг захотел снять большой фильм про грандиозное космическое путешествие. Студия наняла брата Кристофера - Джонатана Нолана - написать для него сценарий, используя в качестве основы труды выдающегося ученого, физика-теоретика Кипа Торна. На главную роль тогда прочили Уилла Смита... но проект забуксовал на месте. Спилберг покинул режиссерское кресло, оставив место постановщика картины вакантным вплоть до 2012 года.
«Отстрелявшись» со сверхуспешной трилогией фильмов о «Темном рыцаре», Нолан недолго думая взялся, по его словам, за самый важный фильм в карьере. Он мечтал снять огромную научно-фантастическую картину во времена, когда еще был ребенком, впервые увидев в семилетнем возрасте «Звездные войны», а затем и основной источник своего вдохновения «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика.
И вот, мечта маленького мальчика осуществилась. Кристофер снял самое настоящие Кино - с большой буквы.
В недалеком будущем Земля становится непригодной для существования - всюду витает пыль, число заболевших раком возросло в разы, скоро вымрут все растения и закончится еда. Бывший космический пилот Купер (Мэттью Макконахи) работает на гигантских кукурузных полях, параллельно воспитывая двоих детей - 15-летнего сына Тома (Тимоти Шаламе) и 10-летнию дочь Мерфи (Маккензи Фой). Купер ностальгирует по ушедшим временам, страдая от мысли, что он не может уже что-либо изменить.
Но волей случая ему поступает предложение возглавить космическую экспедицию. Коллектив исследователей и ученых отправляется сквозь червоточину к другим галактикам, чтобы найти новую пригодную для жизни планету и попытаться спасти человеческий род от вымирания. Проблема лишь в том, что непонятно, сколько лет будет длиться эта экспедиция, и как долго Купер не увидит своих любимых детей, сцена расставания с которыми по своей эмоциональной нагрузке и слезовыжимательности может сравниться с гибелью отца Симбы из мультика «Король Лев».
На этом месте стоит закончить описание сюжета. Чем меньше вы будете знаете о нем, тем больше непередаваемых эмоций получите при просмотре. Многие рецензии сейчас грешат огромным количеством спойлеров. Поэтому мы порекомендуем вам воздержаться от их прочтения. Ведь неспроста сюжет «Письма Флоры» (фильм снимали под этим вымышленным названием, которое было выбрано в честь дочери Кристофера Нолана - Флоры) хранился в строжайшей секретности. Актеры получали сценарий, помеченный водяными знаками, из рук специального человека. Им нельзя было оставлять его себе, и они должны были читать его здесь и сейчас, и тут же вернуть обратно. Макконахи попытался возразить, что ему нужно время на осмысление материала, и, вообще, он медленно читает, но привезший заветную папку отказался уходить. В итоге у него ушло пять с половиной часов на изучение сценария, после чего он немедленно согласился.
Это не просто фильм, это одна большая концентрация эмоций межгалактического масштаба. Тем и мыслей, которые затрагиваются в «Интерстелларе», хватило бы на несколько отдельных произведений - философские рассуждения о будущем человечества, о безграничности космоса, о нашем месте во вселенной, времени и пространстве, человечности, эгоизме, амбициях и, наконец, о великой силе любви! Повествование в фильме захватывает с первых кадров, когда нам показывают книжные полки, усыпанные вездесущей пылью, а от бескрайних кукурузных полей веет уже чем-то космическим. На протяжении просмотра слезы сами собой наворачиваться на глаза, заставляя даже самых непоколебимых циников проявить свои эмоций.
Это первый фильм Кристофера Нолана, снятый без оператора Уолли Пфистера, который отстыковался ради своего режиссерского дебюта - съемок «Превосходства». Место Пфистера занял оператор Ван Хойтем («Впусти меня», «Она»), который не только мастерски справился с поставленной задачей, но и в чем-то превзошел коллегу.
Процесс межзвездных путешествий показан максимально правдоподобно и базируется на конкретных научных данных, лишь с некоторыми упрощениями. Кип Торн и Ноланы проделали огромную работу, результат которой подтолкнул физика к написанию двух научных работ: одной в области астрофизики и другой в области компьютерной графики. Также Торн открыл для себя новые особенности поведения света вблизи горизонта событий черной дыры.
Идеальный кастинг актеров вкупе с их восхитительной игрой и, возможно, еще одним «Оскаром» на полке Макконахи. Отдельного внимания заслуживает игра юной Маккензи Фой, она же Мерфи - имя, данное ей в честь одноименного закона. У этой девочки определенно большое будущее.
Великолепный, нет, даже скорее - божественный саундтрек от Ханса Циммера продирает до мурашек. Интересно, что Циммер проделал одну из самых лучших своих работ, не подозревая, о чем будет фильм. Нолан позвонил ему и сказал: «Мне нужен один день твоего времени. Я пришлю тебе письмо, и в нем будет притча, выражающая суть того, о чем я снимаю мой следующий фильм. Но там не будет ни заголовка, ни сюжета, ни даже жанра. Ты откроешь письмо утром, а потом потратишь целый день на то, чтобы написать музыку, наилучшим образом выражающую то, о чем говорит мое письмо. В конце дня ты сыграешь мне эту музыку, и именно она будет звучать в моем фильме». Как итог - мастерское соотношение картинки и звука настолько сильно играет на зрительском восприятии, что весь фильм смотришь с замиранием сердца и открытом ртом. Три часа пролетают незаметно, и тебе не хочется уходить из кинотеатра. И судя по восторженным, порой ошарашенным и заплаканным лицам зрителей, не тебе одному.
После финальных титров еще долго можно «переваривать» увиденное, порождая желание возвращаться к нему снова и снова. Что, собственно, многие и делают. Например, автор «МС2» уже сходил на него два раза и предчувствует - третий «полет» не за горами.
О фильме можно писать бесконечно долго и растянуть рецензию на несколько сотен страниц, восхваляя каждый его аспект по отдельности. Единственное, что вы должны понять из всех рецензий, это то, что пропустить «Интерстеллар» - значит совершить одну самых главных ошибок в жизни. Зритель только выигрывает, если заранее не знает, какое визуальное и идейное пиршество его ожидает. «Космическая одиссея Нолана» может вам не понравится, может вызвать много споров и негодования, но пропустить вы его не вправе. Сейчас его обсуждают абсолютно все, даже люди, которые совершенно не увлекаются кинематографом. Но вот парадокс - «Интерстеллар» - это фильм, о котором не хочется говорить, это намного больше, чем просто кино, нечто личное. История, в которой каждый найдет что-то свое.
«Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету своему!
Хоть мудрый знает — не осилишь тьму,
Во мгле словами не зажжешь лучей —
Не уходи безропотно во тьму». (Дилан Томас)
Если слоган фильма гласит «Следующий шаг человечества станет величайшим», то новый фильм Кристофера Нолана уже практически стал величайшим. За первый день проката он получил наивысший рейтинг среди всех когда-либо снятых фильмов как на IMDB, так и на Кинопоиске. Это обычное явление, после которого затем следует спад, как это было с «Аватором», «Темным рыцарем» и «Мстителями», но в данном случае не стоит сомневаться, что «Интерстеллар» останется в десятки лучших на долгие времена.
Итог: 11 из 10 - вне времени и пространства!
Сергей Кориков
Фото: из сети интернет