Рецензия на фильм «Ярость».Фильмы про Вторую Мировую войну вызывают огромное количество споров среди российских зрителей еще до выхода на экраны. С пеной у рта они готовы часами рассказывать, как все было на самом деле. Одна только сюжетная линия фильма «Ярость» приводит их в бешенство. Еще бы, фильм, снятый в этом вашем Голливуде, рассказывающий про то, как какие-то там американские солдаты во главе с этим, как там его, Брэдом Питтом, громят фашистов направо и налево, а ведь наши деды...
Один из таких зрителей сидел рядом с автором рецензии. Как только начался фильм, этот поглотитель попкорна со злостью в голосе начал вещать таким образом, чтобы его услышали не только рядом сидящие люди. «Ха-ха-ха! Да что эти американцы! Всю войну они прятались по кустам и лесам, а сейчас будут тут нам сказки рассказывать о том, как они разгромили немцев...».
Стоп-стоп-стоп, патриоты, поберегите свои нервы, не надо заранее проявлять свою «Ярость». Ведь фильм совершенно не об этом. Речь идет лишь об отдельно взятом эпизоде в войне, показывающем человеческую историю без какого-либо патриотического уклона, что позволяет создателям уклониться от скользких тем.
Лента рассказывает про экипаж американского танка «Ярость», который в апреле 1945 года сражается на Втором фронте с остатками немецкой армии. На место убиенного стрелка под командование Брэда Питта присылают юного паренька, который ранее занимался только бумажной волокитой и ни разу в жизни не держал автомат. Теперь он должен влиться в экипаж, который прошел войну бок о бок еще с Африки, и полностью ощутить на себе весь ужас войны. История взросления из сосунка в бравого вояку. Это фильм о работе. О самой лучшей работе на свете! Работе, на которой ты каждый день убиваешь людей либо они убивают тебя.
Картина снята в лучших традициях голливудских блокбастеров, хотя и старательно скрывает это в некоторых моментах. Порой возникает ощущение, что отдельные эпизоды снимали разные режиссеры и сценаристы, так сильно они отличаются по качеству драмы и логичности. Эмоционально сильная сцена знакомства главных героев с двумя немецкими девушками в только что отвоеванном в кровавом бою городе, сменяется клишированными сценами, которые будто бы обязательно должны присутствовать в любом военно-героическом фильме. Иногда это вызывает противоречивую реакцию. Не стоит ожидать откровений, весь фильм построен на простых эмоциях. Все очень стандартно и предсказуемо.
Про достоверность картины лучше умалчивать. В некоторых эпизодах логика поведения солдат отсутствует более чем полностью. Создатели явно переборщили с количеством самоубийц, самоотверженно бежавших под пули в угоду экшн-сценам. Например: немецкие солдаты открывают люк вражеского танка и заглядывают туда чуть ли не по очереди, получая пулю в лоб за свою смекалку, и только потом догадываются закинуть в танк гранату (лицо Джеки Чана). В основном все впечатление портит затянутая финальная сцена боя. Когда уже некуда бежать, враг на подходе и все, что остается главным героям, это защищать свой дом. Тут-то начинается форменный цирк и балаган. Никогда войска не выглядели на экране настолько жалко.
Что удалось на славу, так это минуты затишья между боями, которыми мы наслаждаемся с главными героями. Порой кажется, что это огромная пафосная реклама сигарет. Не хватало только прямого взгляда в камеру и фразы «Настоящие мужики выбирают Lucky Strike». Если кому-то требовалось курить в кадре, актеры могли выбрать либо травяные сигареты, либо настоящие без фильтра. Курят тут много, очень много! Как, в принципе, много трупов и грязи.
И вроде бы к персонажам проникаешься какой-никакой симпатией, но на поверку они оказываются просты как две копейки. Мексиканец, религиозный святоша, крутой командир, молокосос и задира. При этом актеры играют великолепно, но огромные сценарные проблемы напрочь убивают все их старания. Особенно порадовал Шая ЛаБаф, который ради роли спилил себе один из зубов, спал в танке и не мылся на протяжении месяца, чем злил съемочную группу и актеров. Лишь пара эпизодов чуть шире раскрывает перед зрителем души и умы героев. Опять же вспоминаются гениальный эпизод с девушками и монолог про трехдневный расстрел лошадей, когда ты сначала гладишь ее по морде, чтобы она почувствовала тебя своим другом, а затем выпускаешь ей пулю в лоб. Вы слышали, как визжат лошади перед смертью? Вот если бы весь фильм был снят в таком духе, получилось действительно что-то стоящее.
Остается достаточно спорной кандидатура режиссера и по совместительству сценариста Дэвида Эйра («Крутые времена», «Короли улиц», «Патруль», «Саботаж»), которому доверили снимать фильм с бюджетом 68 миллионов. В теории этот фильм могли снять Бондарчук или Михалков, возможно, у них это вышло лучше, а может, и наоборот. Примечателен тот факт, что оператором «Ярости» стал россиянин Роман Васьянов, ранее работавший с Эйром в «Патруле».
«Ярость» - неоднозначное кино одного просмотра, при котором ты все равно смотришь на происходящее с интересом и испытываешь искренние эмоции. Фильм получился не полным «Брэдом», но и отличным «Питтом» его не назовешь. Как отдельно рассказанная история боевого отряда выглядит вполне неплохо, если не обращать внимание на клише и глупости. Сходить на фильм можно, но если пропустите, то ничего не потеряете.
Итог: 6,5 танчиков из 10.
P.S. А пока с нетерпением ждем скоро выходящий в прокат научно-фантастический фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар». Один из главных кандидатов на звание «Фильм года».
Сергей Кориков
Фото: kinopoisk.ru, из сети интернет