ТОП-театр представил на суд зрителей свой новый спектакль «Замерзли», поставленный по неоднозначной пьесе современной писательницы Нины Садур.
В центре сюжета – история двух девушек Нади и Лейлы, работающих уборщицами в театре им. Пушкина. Надя выросла без отца, а мать не обращает на нее никакого внимания, тратя все свое время и деньги на любовников. Поэтому Надя вынуждена пойти работать уборщицей, чтобы купить себе хотя бы теплую одежду и наконец перестать мерзнуть. Лейла - беженка из Дагестана, спасающаяся от жестокого отца, постоянно избивавшего ее. Из-за его многочисленных побоев Лейла потеряла слух и стала калекой – отец выбил ей челюсть. Работая в театре, пусть и в качестве уборщиц, героини как бы бессознательно стремятся быть ближе к прекрасному, чтобы скрасить свои печальные судьбы. В этот момент в театре неожиданно начинают происходить странные вещи: движутся предметы, звучат таинственные голоса, а также появляется тень загадочного призрака.
Изначально произведение «Замерзли» было маленьким рассказом, впоследствии выросшим в полноценную пьесу. В ее основу легла реальная история, которая произошла в Московском драматическом театре имени Пушкина. В середине прошлого века его основатель и руководитель Александр Таиров был изгнан из собственного театра за «эстетство и формализм». По легенде, жена Таирова, знаменитая драматическая актриса Алиса Коонен прокляла этот театр, и в нем по сей день творятся мистические вещи и гибнут люди, а сама Коонен появляется там в виде одинокого призрака.
За постановку этого спектакля в Омске взялся приглашенный режиссер Анатолий Баскаков - художественный руководитель Государственного русского драматического театра им. Н. Бестужева (г. Улан-Удэ). «Когда мне говорят, что пьеса «Замерзли» про уборщиц, я переспрашиваю: «Про что?! Там написано: «Действующие лица – уборщицы Надя и Лейла», но ведь пьеса не про действующих лиц, а про что-то другое. Главными героями могут быть кто угодно, но пьеса написана про то, какой жизнью эти герои живут, и какие проблемы их окружают».
За простым на первый взгляд сюжетом на самом деле скрывается вереница символов и смысловых пластов. Например, в середине спектакля на сцене, представляющей собой облезлый внутренний дворик театра, неожиданно появляется крест с бутафорской куклой Христа. «Я разгадал этот символ, появившийся в пьесе Садур, - поделился режиссер. - Люди часто говорят о вере, о самых высоких материях, однако сами живут низко и отвратительно. Даже здесь они не могли порядочно отнестись к этому существу, к этой никому не нужной поделке, которая олицетворяет у них Бога». Этот загадочный крест выносит на сцену глухонемой по имени дядя Лева, живущий в подвалах театра. Кстати, кроме него никто из героев пьесы больше не видит призрак актрисы. У Нины Садур именно этот юродивый оказывается более проницательным и чувствительным, чем остальные персонажи.
Главные героини Надя и Лейла, несмотря на схожие трагические судьбы, не слышат и не понимают друг друга. Символически это показано через глухоту Лейлы. Только лишь в один момент во время игры они наконец приходят к взаимопониманию, а Лейла странным образом как будто обретает слух.
В целом, кроме нескольких светлых моментов, спектакль получился довольно пессимистичным и оставил тягостное ощущение безысходности. Мы понимаем, что в ближайшем будущем в жизни героинь ничего не изменится, по крайней мере в лучшую сторону. Однако сам режиссер придерживается другого мнения. «На мой взгляд, эта пьеса жизнеутверждающая. Ведь герои остались и служат театру, каждый по-своему. Все они принимают жизнь такой, какая она есть, и веселятся несмотря ни на что. Другие бы плакали, а они мечтают при самых невозможных обстоятельствах», - пояснил Анатолий Баскаков.
Даже после финала в пьесе остается много неразгаданных вещей и вопросов без ответов. Кто все-таки такой глухонемой дядя Лева и почему он вдруг в конце произносит чистым внятным голосом одну-единственную фразу? Почему призрак актрисы Алисы Коонен, тихо блуждавший по сцене, вдруг неожиданно достает пистолет и целится сначала в зрителей, потом в двух главных героинь, потом — в пустоту? Но самая большая загадка поджидает зрителей в конце спектакля. Окончательно замерзшая Надя, заболевает: у нее начинается лихорадка. Вереницы видений, отзвуки голосов сплетаются в один непонятный бред. Поэтому кажется, что вся произошедшая история — это всего лишь последствия болезни главной героини, и, возможно, все, что случилось на сцене, — это часть ее видений.
Екатерина Шишикина