На спектакле латышского театра им. Чехова «Индраны» в омском театре драмы не было ни одного свободного места.В последнее время все чаще убеждаемся в том, что политические настроения максимально ярко отражаются в культурной сфере. Именно поэты, певцы и музыканты во все времена первыми вставали на защиту интересов своей страны, народа, культуры. Но, к сожалению, порой представители культуры слишком сильно погружаются в политику, забыв о том, что их призвание все же создавать, а не разрушать.
В этом году фестиваль «Академия», который стартовал 16 июня, из-за напряженной политической ситуации на Украине, лишился одного программного спектакля Нового рижского театра. Труппа отказалась гастролировать по России и принимать участие в театральных фестивалях, которые проходят на ее территории. Но все же познакомиться с творчеством прибалтийского театра у омичей появился шанс буквально через месяц. И они его не упустили.
30 и 31 июля в Омском драматическом театра два спектакля представил русский рижский театр им. М. Чехова. Нам удалось побывать на юбилейной постановке пьесы «Индраны». В этом году исполняется сто лет с того момента, как ее впервые представили на сцене. Драма в переводе Юрия Каппе затронула вечную проблему отцов и детей. Только хеппи-энда заполненный до отказа зал не увидел.
Действие пьесы разворачивается на хуторе Индраны, где преклонных лет мать и отец не в силах уже самостоятельно справляться с большим хозяйством. Индран-старший вынужден примириться со своим старшим сыном Эдвардом, который выбрал жену против воли родителей. Он не знает, вернется ли его младший отпрыск с военной службы в родные пенаты. Невестка не без обмана помогает Эдварду стать хозяином хутора. Из-за новых хозяев дом покидают все, кто помогал старикам последние годы. У каждого здесь своя правда: молодая семья во главе с Эдвардом не так трепетно относится к наследству, в нем больше желание модернизировать Индраны, а вот отец всем сердцем прикипел к многолетним осинам. Невестка постоянно подливает масла в огонь, отдаляя все больше сына от отца. А призывы матери к миру между отцом и сыном не слышит никто, потому что каждый упивается своей «правотой».
Отметим, что постановкой классики латышской литературы занялась крайне молодая команда, их средний возраст – 25 лет. Кто-то подумает, что для молодежи поднимать такие темы слишком рано – созреть надо, прочувствовать всю боль отца, которого из родного дома гонит сын. Но Элмар Сеньков, режиссер постановки, с задачей справился. У поклонников классического театра могут возникнуть претензии не только к юному взгляду на проблему, поднятую в спектакле, но и к фривольным сценам на кухонном столе, вызывающим различную палитру эмоций от смеха и возмущения до стыда. Сценография тоже не оставит равнодушным ни одного зрителя – далекое от классического оформление сцены в первом акте доходит практически до авангардного во втором. Где вместо баньки, в которую вынужден перебраться Индран-старший, мы видим посреди зала прозрачный куб из оргстекла. На заднике сцены - экран, на котором написано на латышском: «Место для вашей рекламы» и номер телефона. На этот же экран выводится лайф-картинка, которую прямо на сцене снимает внук стариков.
Много претензий было у критиков и к переводу латышского классика и мастера психологической драмы Рудольфа Блауманиса на русский язык. Но несмотря на все эти «но», в Омске спектакль был встречен очень тепло. Вышедшие на поклон актеры еще долго не могли уйти со сцены – омские зрители, будто соскучившись по хорошей игре, актерам и постановкам, долго еще не отпускали артистов, купая их в бурных овациях и букетах цветов.
Марина Грудинина
Фото: Ирина Губарева