Актер Игорь Петренко, один из членов жюри фестиваля «Движение», шокировал омичей, появившись на закрытии мероприятия в пьяном виде. Однако за день до этого события он был очень серьезен, трезв и расположен к доверительной беседе, в которой он и рассказал МС2 о своей нелегкой актерской карьере и неудавшемся «бизнесе».- Мне никто не верил, что я поступлю в актерское училище. Когда это все-таки произошло и я принес показать родным студенческий билет, все очень удивились. Окончил училище, пошел работать в Малый театр – удивились еще больше. Но когда посмотрели первое кино, то стали верить и с интересом наблюдать за моим развитием.
- Игорь, почему все-таки актерская деятельность? Были ли другие варианты? - На самом деле я сначала поступил в академию им. Плеханова на управление, но учиться там не стал. Потом как-то шли с товарищем мимо Щукинского училища и увидели, что рядом толпятся абитуриенты. Я подошел, спросил: «Что сдают?» Они отвечают: «Вступительные экзамены в театральный вуз». Для меня это было так необычно, ведь я тогда вообще не знал, откуда берутся артисты. Думал, что существуют какие-то актерские династии. Оказалось, есть ряд вузов, которые этих артистов выпускают. Узнал, какие нужны экзамены, подготовился и поступил во все театральные вузы: Щукинское училище, ГИТИС, МХАТ, Щепкинское училище...
- И выбрали последнее? - Да. Там был такой чудесный дворик! - смеется. - У меня ведь тогда не было никаких авторитетов.
- Игорь, правда, что вы в свое время таксовали, чтобы заработать денег? - Когда я еще не был известным актером, я работал официантом, потом - таксистом. Но второе я быстро забросил, потому что мне постоянно попадались девушки. Я их подвозил, а брать деньги было как-то неудобно. Тогда я понял, что бизнес мой убыточный (смеется).
- Расскажите, как вы получили свою первую роль в кино? - Первой моей работой стал фильм «Звезда», на который я попал абсолютно случайно. В то время должны были начаться съемки фильма «Азазель». Я прочитал Акунина и подумал: «А ведь я бы смог сыграть Фандорина...» И пошел на «Мосфильм» караулить режиссера, чтобы он меня принял и посмотрел. Однако у меня все никак не получалось его застать: он то не приходил, то уже уходил к тому моменту, как я приходил... Ассистентка держала жесткую оборону, не пускала меня даже в кабинет. В этот же день проходили съемки фильма «Звезда». И мне предложили, пока я жду, сходить туда. На меня надели форму, познакомили с режиссером и оператором. Причем я сразу понял, что режиссер – это пожилой мужчина, стоящий за камерой. Однако он постоянно молчал, в отличие от какого-то молодого парня, который просто засыпал меня вопросами и вызывал у меня внутреннее негодование: зачем он ко мне пристал? В итоге оказалось, что это и есть режиссер – Николай Лебедев. Так или иначе, общение у нас не заладилось, и я побежал обратно. Человек, которого я ждал, уже ушел, и я не попал ни туда, ни туда. Но проходит месяц, и меня опять вызывают на пробы в фильме «Звезда». Утвержденный на эту роль Денис Никифоров отказался: у него было в месяц 17-18 спектаклей и Табаков его просто не отпустил. В общем, я еще долго ждал окончательного решения, и мне сообщили его буквально за три дня. Следующим фильмом была картина «Кармен». Режиссер Александр Хван тоже сомневался в моей кандидатуре – я был не тем персонажем, которого он себе представлял. Был даже такой случай: меня уже утвердили, но Хван все равно вызывает какого-то актера с очень длинными волосами ниже плеч, коротко стрижет его, смотрит... и говорит: «Нет, спасибо». Он до последнего искал подходящего артиста, но не нашел, и в итоге взяли меня. На первых ступенях моей актерской карьеры мне всегда приходилось что-то доказывать. У многих режиссеров были насчет меня сомнения: «А артист ли я?» Такие же ощущения у меня самого до сих пор.
- Игорь, вас очень часто приглашали на роли, от которых другие актеры по каким-то причинам отказывались. Например, как получилось, что в фильме «Мы из будущего-2» вы сыграли вместо Данилы Козловского? - Первый фильм был сам по себе очень самодостаточным. Но, видимо, режиссеры создали такой бренд, на волне которого еще можно было проехать. И тогда Кате (Екатерина Климова — жена Игоря Петренко, актриса, сыгравшая в первой части «Мы из будущего» - прим. МС
2) предложили сняться во второй части. Там был очень убогий сценарий, другая съемочная группа и иной режиссер. Я сказал: «Отказывайся!», на что она ответила: «Мне неудобно, я уже согласилась». Я говорю: «Завтра я приезжаю на встречу с продюсерами, называю 10 аргументов и забираю тебя оттуда». Однако на следующий день я попадаю в беспробудную пробку. Мне звонят и спрашивают: «Ты где?». Звонят раз, два... Потом раздается звонок, и Катя говорит: «Ты как хочешь, а я подписала контракт». Я приезжаю домой, мне стыдно, что я еще вчера так махал шашкой, а сегодня опоздал. В итоге на следующий день поехал на «Мосфильм» и сказал: «Так, на главную мужскую роль утверждаем меня. Мы хотя бы с Екатериной пара, и замена актера на другого будет выглядеть не так нелепо». Там все обрадовались, согласились, потому что не знали, кого брать на главную мужскую роль.
- Расскажите о своей роли Шерлока Холмса в новом сериале, который должен скоро выйти на экраны? - Я долго убегал от этой роли и спрашивал себя: «Ну зачем тебе это надо?» Было страшно брать на себя такую ответственность, тем более что у нас есть фильм Масленникова, который стал уже практически памятником архитектуры. В итоге я согласился, и мы стали работать в паре с Андреем Паниным, который сыграл доктора Ватсона. Наш новый Холмс выходит за рамки стереотипов: это далеко не джентльмен с трубкой, а какой-то странный персонаж, постоянно курящий папиросы, нервный и слабый. Зато Ватсон - прекрасный во всех отношениях мужчина. Он с Холмсом только потому, что того постоянно могут убить: Холмс у нас не умеет ни драться, ни стрелять. Такой острохарактерный персонаж мне достался впервые. Когда меня утвердили на эту роль, я просто приходил и спрашивал у всех на съемочной площадке: «А как играть-то?» И никто не знает! Кстати, на эту роль кто только не пробовался, в том числе Безруков и Хабенский.
- Что же нам ожидать от нового фильма о Шерлоке Холмсе? Он будет осовремененный или аутентичный? - Все события будут происходить в те времена, когда по замыслу автора и жил его герой. Однако все истории будут сняты не по произведениям Конана Дойля: для нового сериала были написаны оригинальные истории. Там будут участвовать все персонажи, что и в классическом произведении, но точки отсчета стали другие. Например, собака Баскервилей там - это маленькая болонка королевы. Также интересно то, что миссис Хадсон в новом сериале играет Ингеборга Дапкунайте. И у них с Ватсоном роман.
- Игорь, ваша мама переводчик. А вы хорошо знаете иностранный язык? И не было ли мысли ехать покорять Запад? - На самом деле я знаю язык не так хорошо. В школе изучал его, но практики сейчас все равно нет. Бывает, если еду куда-то, то через два-три дня переступаю психологический барьер и уже начинаю общаться. Иногда жестами, интонациями, кивками. Вообще, хочу выучить язык, даже не для того, чтобы покорять Голливуд. Я все-таки чувствую себя «совком», ведь застал еще пионеров. А так, я совсем не западный человек.
Екатерина Шишикина