12 июля известному омскому скульптору исполнилось 55 лет. По этому поводу Александр Капралов устроил персональную выставку в Доме художника. Юбиляр поделился с «МС2» несколькими историями, изменившими его жизнь.
С детства в голове застряла крылатая фраза Карлсона о том, что он – «мужчина в самом расцвете сил». Автор книги о привидении, живущем на крыше, Астрид Линдгрен оставила нас наедине с этой формулировкой и многолетними поисками того, как выглядит этот самый мужчина. И вот настал тот день, когда мы его нашли. Живет он отнюдь не на крыше, а в доме в Москаленках. В Омске с Александром Капраловым можно встретиться в его мастерской, расположенной напротив магазина «1000 мелочей». Импозантный мужчина 185-190 открыл нам дверь, улыбнулся и пригласил в свое железное царство. Очарованные обаянием и талантом хозяина, мы долго блуждали по выставочной мастерской и узнали, как случайная встреча решила его судьбу и как искусство случайно входит в нашу жизнь за чашечкой кофе.
«Важно прожить в кайф» – Юбилеи сейчас такие, что до следующего еще нужно постараться дожить, – смеется Александр Капралов. – Поэтому я отмечаю на широкую ногу. К сожалению, с возрастом начинаешь понимать, что очень много времени упущено – ушло на суматоху, зарабатывание денег и другие мелкие дела, но ведь это и есть сама жизнь. Скульптура – вещь затратная, если у тебя нет средств, то и делать ее будет не из чего. Упущенных моментов много, но я к этому отношусь философски. В жизни все относительно: бизнесмен, с точки зрения обычного человека, – богатый, а с точки зрения Билла Гейтса – нищий. Если постоянно гнаться за чужими успехами и завидовать чьим-то достижениям, то далеко не уйдешь. Важно постараться в том положении, в котором ты находишься, прожить в кайф. С возрастом понимаешь, что финиш ближе, чем старт, и начинаешь смотреть на все, что происходит или происходило с тобой, с улыбкой. Даже телевизор включаешь, и, кроме смеха, происходящее там ничего не вызывает, потому что все врут. Но так устроен мир, говорить, что это тенденция современного общества, неправильно. Я думаю, что мы живем по давно установленным библейским законам. Есть овцы, волки и пастухи. Волки иногда теребят овец, а пастух говорит им то, что поможет задать нужное направление для стада.
«Куб» Поп, бандит, король, – все они замурованы в один куб. Мы всегда думаем, что сами можем управлять своей жизнью, судьбой, но на самом деле нам постоянно пытаются внушить удобную политическую пропаганду, которая достигла таких масштабов, что мы друг для друга стали врагами.
Дело случая Можно сказать, что мою судьбу как скульптора решил случай. В студенческие годы, когда я только начал этим заниматься, пошел учиться в мастерскую к Антону Юдину. В коридоре института меня встретил Станислав Белов, на тот момент завкафедрой живописи, он мне говорит: «Ты решил скульптурой заниматься? Какая скульптура в Омске? Кто тебя будет этому учить? Завязывай и продолжай развиваться в карандашном рисунке». А мне тогда было 27 лет, и я полтора года уже отдал скульптуре. После того разговора всю неделю ходил с опущенный головой и не понимал: «Неужели я сделал неправильный выбор?» Но ровно через семь дней, причем где-то в 200 метрах от того места, где произошел разговор с Беловым, меня встречает художник Геннадий Штабнов, он тоже был доцентом худграфа, и говорит мне: «Саша, я был на выставке, посвященной Достоевскому, и увидел там твою скульптуру писателя с крестом. У меня в мастерской на подоконнике небольшая коллекция работ, которые мне нравятся. Был бы рад, если бы ты мне отдал своего Достоевского». И вот тут у меня выросли крылья. Я плюнул на все и начал заниматься своим любимым делом. А ведь неизвестно, что было бы, если бы я не встретил тогда Штабнова.
«Поиск истины» Дебаты за круглым столом, где никто друг друга не слышит. В этом балагане даже ангел уже плюнул на все и отвернулся.
«Искусство входит в нашу жизнь за чашечкой кофе» Художники живут в основном за счет бизнесменов, которые приобретают их творения. Такой покупатель выступает своеобразным проводником искусства в массы. Они должны об этом думать и понимать, что нельзя кормить художника просто так, потому что так он разленится. Нужно платить за его работу, за хорошую – много, за плохую – маленько. Ведь с умом выбранное произведение искусства со временем дорожает. Года три назад у меня была выставка. Мы грузили экспонаты в машину: я из мастерской на одном конце улицы Ленина, а мой помощник выгружал их около Дома художника. В этот момент в близлежащем кафе молодой человек с девушкой пил кофе. Он долго наблюдал, как мои скульптуры выгружают и заносят в Дом художника, потом не выдержал и поинтересовался у грузчиков: «Что это?», тот отправил парня ко мне в мастерскую. Молодой человек приехал вместе с девушкой, начал спрашивать, сколько стоят мои скульптуры. Я сначала подумал, что он просто красуется перед своей дамой, но в итоге он купил 10 скульптур, которые сейчас стоят в городе Яровое. Потом этот молодой человек еще неоднократно приобретал у меня работы, в том числе и в подарок.
«Изобразительное искусство делает тебя свободным» Омск – не то место, где легко стать звездой. Художник отличается от других представителей творческих профессий тем, что он сам по себе: у него нет ни режиссера, ни продюсера, ни директора, – объясняет Капралов. – Художник сам себе уборщица, министр культуры и менеджер. Поэтому у тебя есть шанс сделать очень хорошую работу, на которую не сможет повлиять никто. Изобразительное искусство делает тебя свободным. «Репетиция» В этой скульптуре отражение сегодняшней ситуации на Украине. Фашист, еврей, представитель культуры – все пляшут под одну дудку, несмотря на то, что с первого взгляда, они несовместимы.
Текст: Марина Грудинина Фото: фотостудия PANAMA Организатор съемок, postproduction: Мария Третьякова
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru