После разговора с Евдокией Никитичной Криворотовой-Наседкиной – 85-летней пряхой, известной всему Омску, – мне вдруг начинает казаться, что она родилась на другой планете.
Особый талант
Евдокия Никитична – эта милая бабушка, ветеран войны и труда – всегда обращается одинаково: «Моя хорошая, моя дорогая, моя родненькая». И мне становится при этом неловко.
Она рассказывает все то, о чем уже говорила при встрече год назад. Точь-в-точь, слово в слово. Как журналиста меня должно это разозлить, но вместо раздражения ко мне вдруг приходит грусть. Оттого, что таких людей, обладающих особым талантом делиться душевной теплотой абсолютно бескорыстно и безвозмездно, становится все меньше.
Для Чечни и Армении. От омской бабушки
«Нас в семье было семь детей. Когда отца забрали на фронт, мама осталась с нами одна, – рассказывает Евдокия Никитична. – Она меня и научила и лен обрабатывать, и прясть, и вязать. А работать мы начали с шести-семи лет. Днем косой-литовкой косила, серпом жала, снопы вязала, в телегу накладывала, а ночью вручную на веялке просеивала».
Работала Евдокия Никитична даже на газогенераторном тракторе, потом устроилась на завод «Поршень» – делала детали для сельхозтехники.
«А в 88-м году я вдруг слышу по радио, что в Армении землетрясение. Я пришла на главпочтамт и отправила посылку с вещами. Вязала носки, шила одежду. И отправляла тем, кто нуждается: Чечня, Якутия, Краснодар, Горный Алтай, Беслан, Алма-Ата, Павлодар, Любино, Одесское, Саргатка, Седельниково».
Через свои руки
Евдокию Никитичну знают во многих омских детских домах, интернатах, домах ребенка. Для ребятишек она покупала ткани, из которых шила пеленки, распашонки, ползунки. Вязала носки, пинетки, варежки. И даже приходила на обувную фабрику, чтобы выпросить для детей 65 пар обуви.
Многие видели Евдокию Никитичну на ярмарках, выставках, где она скромно сидела в уголке за прялкой и проводила мастер-класс для всех желающих. Мы тоже обращались к бабушке с просьбой научить героиню нашего проекта прясть. И потом, завороженные, смотрели, как ее руки бережно по миллиметрам превращают пряжу в нить, из которой она потом свяжет носки для какого-нибудь беженца или варежки для детдомовского ребенка.
***
Умелые руки, которые 78 лет беспокоятся во благо других. Всегда с душой и от чистого сердца.
«Здоровья тебе, моя хорошая, моя дорогая, моя родненькая», – прощается Евдокия Никитична.
А я в этот момент думаю: «Как это все-таки... по-чело-вечески».
Текст: Екатерина Черненко. Фото: Денис Терехин