В Омском музтеатре на выходных с успехом прошла премьера балета «Кармен». О спектакле рассказала его постановщик Надежда Калинина.
- Надежда Станиславовна, слухами земля полнится, у вас в последнее время настоящая «Кармениана». Сразу несколько спектаклей подряд.
- Это точно.
- Связано ли это с какими-то личными чувствами, которые вы переживаете?
- Просто стечение обстоятельств. Я человек, конечно, имеющий опыт жизненный. Прошла все эти чувственные испытания своей жизни. Мне есть что сказать, однозначно, на эту тему.
Музыка Бизе за эти три проекта за год она мне надоела. Думаю: «Боже мой, как я буду эту музыку воспринимать, когда она уже во всем моем теле». Но нет. Я радуюсь каждому звуку Бизе, чисто исполненному.
Обожаю музыку и рада сотрудничеству с оркестровщиками разными, которые прикасаются к этому произведению. Это не ново в мировом балете, что делаются полноценные двухактные, я знаю даже трехактные балеты «Кармен». Интерпретаций очень много.
«Кармен-сюите» Бизе-Щедрина понятно отдали дань уже. На много больше постановок, чем двух- , трехактных балетов по оперному Бизе. Но и это тоже не ново. Мне просто очень хотелось выдать яркий кассовый зрелищный продукт в театре, на котором будут и артисты балета расти как актеры.
Видите какие актерские партии? Есть над чем работать и на чем расти профессионально. Для меня это важно, так как это классика. «Лебединое», «Щелкунчик», «Корсар», надеюсь, будет. За счет чего растут артисты. Для меня это очень важно. И зрителя тоже воспитывать на хорошей музыке, на прекрасной музыке.
- О личном. Вы намекнули, что страсти у вас уже в прошлом. То есть, вы замужем?
- Причем тут страсти и замужество.
- Одно с другим никак не сочетается?
- Иногда сочетается. Богатый опыт за спиной имеется. К сожалению, мне уже 43. Так что.
- Выглядите отлично. Надо еще одну «Кармен» поставить, чтобы стать еще моложе.
- Спасибо. Мы стараемся изо всех сил. При постановке балета было много травм. Сложный балет. Я рада, что ребята выросли технически. Я рада, что Иван Оскорбин (звезда Михайловского театра из Санкт-Петербурга - примечание МС2) согласился исполнить партию Хозе. Это большая честь для меня. И это праздник для города Омска.
- Что вы больше вкладывали в свой новый спектакль — глубокий смысл или эмоции?
- И эмоции, и смысл. Такая яркая красочная страстная история. Страсть выдается за любовь. Эта токсичность отношений ни к чему хорошему не приводит. Мы много о чем смогли поразмышлять.
Из такой новеллочки Мериме получился такой музыкальный шедевр Бизе. Тема - она будоражит сердца, фантазии. И всегда хочется по новой быть чем-то недовольной. И все хочется сказать, что-то поменять.
Но главное - это гениальная музыка Бизе, которая не оставляет в покое.
- Надежда Станиславовна, а почему выбрана оперная версия, а не балет «Кармен-сюита»?
- Это образный символичный балет. Мне не уложиться в маленькую «Кармен-сюиту». Я хочу полноценный сюжетный спектакль, на которых я собственно специализируюсь. Двухактные, трехактные балеты, сюжетные.
Мы думали о сюите, но я не смогла вложить все свои фантазии, идеи, мысли на этот счет в музыку Бизе-Щедрина. Предыдущая моя версия вообще была с оперными певцами. Первоначально для «Франс-концерт». Она отличалась даже музыкальной редакцией.
Три «Кармен» у меня подряд. Еще одна опера в Казани с итальянскими режиссерами, ассистентами знаменитого Дзеффирелли. Это было начало сезона этого в Казани, на Шаляпинском фестивале. Так что с этой музыкой я живу уже год.
- Чем омская «Кармен» отличается?
- У меня две ярких Кармен - Рыжкова и Жигалова. Они очень разные по характеру. Я стараюсь всегда индивидуально относиться к артистам. Вытаскивать все то, что есть в психофизике артиста.
Ничего такого сверхъестественного прямо для Омска нет. Есть артистка - я из нее делаю Кармен.
- Приглашенные солисты будут все время исполнять свои партии или будут вводиться омские артисты?
- На сегодня у нас Хозе только приглашенный. У нас есть еще Иван Сидельников (звезда Нижегородского балета - примечание МС2), который подготовил, выучил эту партию. Но у него травма случилась в Нижнем Новгороде. Надеюсь, и его увидим в следующем году.
Где-то через полгода он восстановится - травма очень серьезная, что свойственно артистам балета. Пока что приглашенные.
- Екатерина Жигалова исключительно подходит для этой роли. То есть ставилось специально под нее?
- В большей степени уделялось внимание ей, как уже опытной артистке. Наталья Рыжкова - она очень интересна в этой партии. Индивидуальная и очень яркая. Просто стечение обстоятельств, так уж случилось судьбой, к сожалению, она не выйдет с премьерным показом.
Но мы обязательно Рыжкову увидим в последующих спектаклях.
Фото Омского музтеатра