Победительницей недавно прошедшего конкурса профмастерства педагогов допобразования детских художественных и школ искусств региона признали омичку Екатерину Туркельтауб.
МС2 задал несколько вопросов лауреату 1-ой премии, которая представляет Омскую ДШИ № 6 имени Светланова. Она педагог по классу духовых инструментов, в частности, кларнета.
- Екатерина, поздравляем вас с присуждением награды. Расскажите о самом конкурсе. Городские школы искусств и художественные школы, курируемые департаментом культуры мэрии, как-то до региональных, по-моему, не доходили. Минкульт определял своих лучших среди сельских учебных заведений допобразования, столица региона - своих. Теперь это объединенный конкурс? Как вам удалось стать лучшей? Какие испытания пришлось пройти? Скольких претендентов на пальму первенства обойти?
- Благодарю! Подобные конкурсы - прекрасная возможность реализации для преподавателей, причем как для молодых, так и для более зрелых и опытных. В конкурсе могут принимать участие преподаватели из областных и городских школ. Конкурс проходил в два этапа: первый тур - огромное портфолио из дипломов, благодарственных писем, сертификатов о повышении квалификации и т.д. и отснятого видео-урока без монтажа, где были бы показаны цели и задачи урока и в конце их реализация и видимый результат «до»/«после».
Участников было порядка 18-20 человек. Затем после 15 октября были опубликованы результаты - кто из претендентов проходит во второй тур. Поскольку участников было много, обычно 5-6 допускают во второй тур, здесь же допустили 8 человек.
Второй тур состоял из проведения открытого урока при уважаемой комиссии-жюри. Видео-урок я записывала со своими детьми (учениками) и тему взяла «Особенности работы над штрихами в ансамблевой игре на примере произведений разных эпох с применением современных мультимедийных технологий». Звучит сложно, на деле же все вполне легко реализуемо.
У меня есть уже известный в городе ансамбль кларнетистов KLARIUS, в репертуаре которого произведения композиторов разных жанров. Мы показали, что штрихи русской народной песенки и у Моцарта отличаются, а в конце сыграли современную композицию под минусовку «На заре».

На конкурсе. Фото со страницы vk МЦ РОСК.
Во второй тур было принято решение идти НЕ со своими детьми, чтобы был эффект неожиданности и новизны. Обязательно было взять совершенно иную тему урока, повтор был недопустим. И мы взяли квартет Моцарта, ребята были из класса моей первой учительницы - Марии Семеновны Поспеловой, за что ее сердечно благодарю, попросила только разобрать голый текст и «музыку» не делать, чтобы все в живом формате у нас и получилось.
Как оказалось, они до нашего открытого урока вчетвером даже не собирались, каждый посмотрел свою партию. Поэтому получилось как нельзя лучше. Но без нанотехнологий мы и здесь не обошлись.
- Что вы имеете в виду?
- Сейчас буду раскрывать карты. У меня помимо деток приличный класс взрослых учеников 30+, крайнему ученику 75. И я с большим уважением и энтузиазмом отношусь к их тяге к прекрасному и нахожу занятия на кларнете и саксофоне неким эликсиром молодости - постоянно рождающиеся новые нейронные связи не дают им стареть.
Это прекрасная профилактика деменции, болезни Альцгеймера и многих других. Так вот один из моих взрослых учеников, по профессии предприниматель, но вот уже четвертый год постигает технику игры на саксофоне, играет в школьном оркестре, моем ансамбле и выступает с нами на концертах.
Специфика его работы затрагивает тему «3Д принтера» и изобретений на нем. У малышей на кларнете есть особенность - слабый амбушюр (мышцы лица) в первый год занятий, из-за этого звучит «низко» и не строит с остальными участниками.
Так вот, Константин на 3Д принтере изобрел нам короткий бочонок (часть кларнета, которая отвечает за строй и интонацию), который на открытом уроке я продемонстрировала на учащихся, корректируя их интонацию. Жюри, видимо, идея очень понравилась, раз решили мне дать 1 место.
А вообще, каждый мой ученик - это гордость! Они учат меня каждый день новому, умению найти «ключик» и подход к самому маленькому ученику, к самому непростому характеру.
- Победа в региональном конкурсе даст ли вам возможность участия в отборочном туре Сибирского федерального округа для дальнейшего при удачном раскладе попадания в финал Всероссийского этапа?
- Теперь областной конкурс «Лучший преподаватель» не часть Регионального и Всероссийского этапов, а отдельный самостоятельный конкурс. Поэтому на следующий год запланируем участие именно в том, многоэтапном конкурсе.

- Три года назад вы променяли весьма достойную позицию первого кларнета оркестра Омского музтеатр на педагогическую деятельность и возможность чаще видеть собственных детей. Ни разу не пожалели? После вашего добровольного ухода из оркестровой ямы в комментарии нашему ресурсу вы поделились, что чувствуете себя абсолютно счастливой. Ничего не поменялось?
- Ничего не поменялось, всегда говорила и буду говорить - не место красит человека, а человек место! Профессия преподаватель - звучит гордо. Это такой неповторимый энергообмен с маленькими творческими душами: глаза горят, пальцы по кларнетам бегают…
Здесь я нахожу реализацию на разных профессиональных уровнях. Учу детей, учу преподавателей других - провожу мастер-классы и читаю лекции в ЦПК (центр повышения квалификации), провожу концерты класса на различных площадках города, выступаю сама на исполнительских конкурсах.
Театр всего этого мне дать не мог, поскольку там огромная занятость ввиду нехватки исполнителей на кларнете. Сейчас же есть на все время, а главное - поддержка от руководства на всех уровнях реализации моих идей.
- Кто ваши ученики в Детской школе искусств № 6? Какие ребята идут обучаться игре на духовых инструментах? Это должен быть определенный склад характера?
- Я сижу на вступительных экзаменах всегда и, конечно, должен случиться контакт с первого взгляда с будущим кларнетистом. Мои дети учатся в элитных гимназиях и лицеях нашего города (Классическая гимназия - частная, 115-я гимназия, новый авиационный лицей и так далее).
- Как вы понимаете, что вот с этим маленьким музыкантом надо вот такие педприемы применить, а с этим другие? Или вы пользуетесь универсальными, годными для всех? Есть ли у вас свои педсекреты?
- Самый главный и большой педагогический секрет - это любовь к детям. Их нужно просто любить! Не требовать и ругать, а хвалить, поддерживать и всегда говорить одно - вы самые лучшие! И они начинают в это верить и соответствовать.

- Каждый ли практикующий музыкант может стать педагогом? Или это все же на ваш взгляд не всем дано?
- Если нет любви к людям и миру в целом, в педагогической профессии делать нечего. Только губить и вымещать личные комплексы. А так нельзя.
- Помнится вы стали еще и бизнесвумен - открыли собственную парикмахерскую. Она до сих функционирует? Какова ваша клиентура? Вникаете ли вы во все проблемы своего бизнеса или наняли отдельного спеца для этого?
- Бизнесвумен - громко сказано. У нас несколько небольших семейных подрядов, для удобства семьи: ателье мод и салон красоты. Там отличная команда мастеров, которая реализует все наши выдумки: прически по случаю, уход за руками, пошив нового платья или костюма.
Активно я этим не занимаюсь, в плане руководства там уже все налажено и работает. Но даже детей своих приучила уже самостоятельно ходить: сына на стрижку, а дочь на прическу по случаю концерта. Среди клиентов очень много профессоров медицины и их жен, уж не знаю, почему так сложилось.
- Как вас поздравили ученики с победой? Чувство гордости у них не зашкаливает, что учатся у лучшей?
- Ученики любят, гордятся и, конечно, поддерживают с любой идеей и бегут исполнять. Им нравится этот драйв!

- Личный вопрос. Ваши дети занимаются музыкой? Считаете ли вы, что занятия каким-либо искусством в период взросления необходимо непременно для формирования всесторонне эстетически развитого гражданина России? Или все же кому-то не стоит мучить слух своих педагогов?
- Мои дети тоже при деле, что называется, растут под роялем. Дочь уже во 2 классе музыкальной школы - на хоровом отделении у любимой Кузьмовой Евгении Станиславовны, а сын - в первом классе. Но с прицелом еще и ударные освоить у Кургуза Эдуарда Анатольевича.
Музыка во все времена считалась необходимым предметом к изучению. Раньше было принято играть на фортепиано, петь, основы живописи усвоить. Это не для профессии, а для души. Для того, чтобы чувствовать себя свободным и полноценным человеком, необходимо всесторонне развиваться.
Я сама из года в год стараюсь познавать что-то новое. Летом увлеклась реставрацией мебели. А недавно прошла обучение по профайлингу, поскольку занимаю административную должность у себя в школе и имею психологическое образование дополнением к музыкальному.
Учение - свет! И пусть так будет всегда. Из своих детей вундеркиндов и музыкантов не стремлюсь сделать, просто они растут при мне, впитывая среду и вайб, на котором мы все двигаемся в стенах дополнительного музыкального образования. Счастье - быть к этому причастным!
- Каким вы видите будущее своих учеников?
- Мои творческие дети точно будут владеть такими навыками как воля к победе и умением настраиваться на успех. Не соглашаться на меньшее и знать себе цену. Уверена, они вырастут счастливыми людьми!
Фото со страницы вк Екатерины Туркельтауб и МЦ РОСК