Новоиспеченный руководитель «Пятого театра» Омска Андрей Маслов впервые встретился с местными представителями СМИ. 43-летний топ-менеджер раскрыл, в каком виде ему достался коллектив.
Общение с театральным деятелем, недавно вернувшимся с новых территорий страны, прошло в рамках культурного завтрака. Его темой стала первая премьера сезона коллектива. Ею станет чеховская нетленка «Дядя Ваня» от маститого режиссера Анатолия Праудина.
Маслов не упустил шанса высказать свою позицию относительно автора.
-Вот сейчас вспомнил. Перед премьерой обновленного спектакля в театре Драмы (имеется в виду постановка режиссера Георгия Цхвиравы «Дядя Ваня» омских «академиков» - примечание МС2) я повадился читать личные письма Антона Павловича Чехова и занимаюсь этим по сей день. Я понял, почему «Дядя Ваня» - это комедия.
У Чехова такое отношение к жизни — он же врач. И у него отношение ко многим жизненным вопросам очень ироничное. Очень саркастическое. Он, как врач, видит человека и снаружи, и внутри. Причем физически.
У него ироничное саркастическое отношение и к себе, и к окружающим, и к окружающей действительности. Мне кажется, это позволяет все его произведения с другой точки зрения рассмотреть и понять, почему такие страшные вещи он рассматривает с какой-то иронией.
Для меня как для человека, близка история кризиса среднего возраста. Я понимаю, когда человек в каком-то серьезном возрасте берет в руки электрогитару, или садится играть на барабанах, или покупает мотоцикл. Значит, начался именного этот кризис.
Тогда человек начинает себя в чем-то другом искать, пытаться еще в чем-то реализоваться. Уйти от чего-то. Происходит внутренний поиск, внутренний кризис.
- Андрей Андреевич, ваш предшественник на посту директора «Пятого театра» в интервью одному из интернет-ресурсов заявил, что он сторонник планового ведения театральной жизни. Дескать, он сразу мыслит длинными отрезками времени по 5 лет. Это значит вы пришли и творческий портфель театра был полон?
- Я тоже сторонник долгосрочного планирования. Театр - это живой организм, где постоянно что-то происходит. Илья Владимирович действительно мне передал театр в прекрасном состоянии. Труппа замечательно с ним сработалась, в прекрасной форме.
Изменился репертуар, в хорошем смысле этого слова. И, конечно, самое главное - есть абсолютно четкое понимание развития этого театра. Есть абсолютно четкое понимание, что будет через год, через два.
Есть, конечно же, материал, который мы поставим. Есть договоренности с режиссерами. Проделана большая работа. Но почивать на этих лаврах мы не будем. Есть свои наработки, свои задумки. Есть абсолютно четкое понимание развития «Пятого театра».
С Людмилой Олеговной, главным режиссером театра, мы нашли общий язык. Она на самом деле не главный режиссер - она фактически худрук коллектива.
- То есть «Пятый театр», как театр в котором очень много экспериментов, сохраняет свою парадигму? Он не меняет свое лицо?
- К сожалению за словом «эксперимент» начали прятать какие-то странные и непонятные вещи. Кто-то начал проталкивать на сцену бездарные или, мягко говоря, неприличные вещи. Эксперимент - это творческий поиск. Это не копание в грязном белье, это не попытки самые грязные человеческие вещи вытаскивать на всеобщее обозрение.
Эксперимент - это не попытка режиссера самовыразиться, это именно творческий поиск. Это не игра в одни ворота. Мы прекрасно понимаем, что есть такие режиссеры, которые себя показали: "Мы такие экспериментаторы". А что зритель на это скажет?
Вот не понравилось зрителю. «Вы не специалисты и ничего в этом не понимаете. Театр - это элитарное искусство, только для подготовленного зрителя». Нет. Ни в коем случае.
«Пятый театр» еще со времен Сергея Рудзинского (один из основателей «Пятого» - примечание МС2) является именно тем самым полем для позитивных экспериментов. Таких экспериментов, которые ведут к творческому росту, творческому развитию. Поиску интересных решений. И ни в коем случае это не поляна для просушивания нижнего белья.
- Но мне кажется, что «Пятый» просушкой нижнего белья никогда не занимался. Это было у гастролирующих театров.
- Это и радует, что наблюдается преемственность в этом вопросе. Мы стараемся вспоминать и словом, и делом первого творческого руководителя театра. В то время несли идею, были родоначальниками экспериментального в хорошем смысле театра.
- «Пятому» в этом сезоне 35. Вы уже думаете, как будете отмечать юбилей?
- Формируется оргкомитет по празднованию 35-летия. Мы хотим, чтобы это было не просто театральным праздником - собралась общественность и поздравила. Мы хотим, чтобы это была дань уважения всей истории театра, тем людям, которые его основали.
- Вы признались, что творческий портфель театра полон. Откройте его. Поделитесь тем, что там внутри?
- Давайте сфокусируемся пока на премьере спектакля Анатолия Праудина.
Фото из открытых интернет-источников