Для этого уже представлено научное обоснование.
Омский минкульт сообщает, что восстановлением Знамени Ермака — артефакта, утраченного в период Гражданской войны, совместно занимаются Омский краеведческий музей и местная епархия.
Как поясняет митрополит Дионисий, посетители Свято-Никольского Казачьего собора нередко просят показать знаменитое Знамя Ермака. Но духовенству оставалось лишь сказать о том, что артефакт таинственно исчез в годы Гражданской войны и с тех пор считается утраченным. В прошлом году митрополит вместе с епархией обратились к губернатору Виталию Хоценко с предложением воссоздать Знамя Ермака, ведь такой артефакт «взывает к нашей исторической памяти». К тому же, Знамя Ермака окажется предметом интереса как для местных жителей, так и для гостей города.
Омская епархия получила поддержку: в 2024 году появилась проектная группа, в состав которой вошли историки, реставраторы, архивисты, искусствоведы. Впоследствии группа занималась изучением истории Знамени: как оно было создано, как протекало его существование и при каких обстоятельствах загадочно исчезло. Также собирали информацию о том, как выглядело Знамя Ермака и в какой технике оно было исполнено.
Ольга Блинова, заведующая отделом музейных публикаций Краеведческого музея, рассказала о легенде, по сюжету которой солепромышленники Строгановы вручили Ермаку перед его походом в Сибирь знамена с образами святых: Святого Николая и Спаса Нерукотворного. Утверждается, что на других знаменах были изображены образы Святого воинства. В первой половине XIX века на территории Западной Сибири были найдены старинные знамена, которые признали стягами дружины Ермака. На знаменах оказались изображены образы Архангела Михаила и Дмитрия Солунского. В 1883 году артефакт, который стал известен как «Знамя Ермака», перевезли из Березова, где он хранился, в Омск. Так реликвия оказалась в Свято-Никольском соборе.
Судьба знамени после 1918 года остается доподлинно неизвестной: историки выдвигают множество гипотез, среди которых как уничтожение артефакта в Омске, так и даже его нахождение где-то за границей. При этом все также не известно, как изначально выглядело знамя.
Директор Омского краеведческого музея Петр Вибе пояснил, что при воссоздании знамени проектная группа опиралась на два источника — акварельные рисунки за авторством Михаила Знаменского, опубликованные в 1866 году, а также рисунки неизвестного автора середины XIX века, оказавшиеся в фондах Государственного Эрмитажа.
«На основе полученных данных мы попытались воссоздать фрагмент знамени на современной камчатной ткани. Он выполнен акриловыми красками, которые доказали эффективность в эксплуатации», — утверждает директор музея, который представил на публичных слушаниях два варианта эскизов знамени, отличающихся как по цветовой палитре, так и по орнаментальному обрамлению окантовки.