Ранее наш ресурс рассказывал о фонде керамики "врубелевцев", который хранится в генерал-губернаторском дворце. На этот раз местом паломничества прессы стал центр "Эрмитаж-Сибирь".
В честь 90-летия Омского союза архитекторов музейщики решили допустить журналистов в фонд советской и современной графики. Там вот уже 35 лет сохраняются архитектурные проекты как актуальных авторов, так и тех, кто творил в эпоху знаменитого местного худпрома - художественно-промышленного техникума. Ему, кстати, в октябре исполнится 125 лет.
И хотя учебное заведение просуществовало в Омске всего 10 лет, но его влияние на зодчество нашего города, да и Сибири, многие считают бесценным. Уровень образования был весьма высок: достаточно сказать, что в 1925 году его студенты побывали в Париже на Международной выставке декоративно-прикладных искусств и актуальной художественной промышленности.
Только вдумайтесь - советской власти всего 8 лет, а творцы из далекой Сибири едут показывать свое творчество в столице Франции. Это выглядит почти фантастикой.
"В 1990-м году с подачи нашего сотрудника Аллы Николаевны Гуменюк музей стал собирать коллекцию архитектурной графики советского периода. Регулярно в нее вливаются новые поступления. Вот, в частности, в этом году у нас встала на баланс коллекция известного омского дизайнера Виктора Александровича Десятова.
Он был главным художником города в 60-е годы. Под его руководством было проектировано очень много интерьеров, в частности Музыкальный театр, Органный зал, городской дворец творчества школьников", - поделилась старший научный сотрудник музея Врубеля, хранитель фонда Светлана Изотенко.

Светлана Изотенко
Светлана Владимировна акцентирует внимание прессы, что случай с собранием Десятова - это, скорее, радостное исключение. В основном коллекцию архитектурных шедевров советского прошлого "врубелевцев" формируют спонтанно. А потому и работы приходят в таком состоянии, что их приходится потом подвергать реставрации.
Так, например, в фонд попали работы из института "Горпроект", когда просто позвонили и сказали: "У нас делается ремонт, а работы висят в открытом доступе в коридоре. Если вы сейчас же их не заберете - они погибнут". И сотрудники музея Врубеля, аки команда спасателей, выдвигались на помощь, в буквальном смысле слова спасая бумажные листы от весьма пагубной для них побелки. Те работы, которых коснулась рука безжалостных строителей, потом пришлось долго реанимировать.
По словам Светланы Изотенко, коллекция современной архитектурной графики "врубелевцев" делится примерно на две части: это студенческие, в основной массе нереализованные проекты, и работы омских архитекторов 30-50 годов прошлого века, многие из которых стали знаковыми для Омска.

Вот таким могло бы стать общественное здание в Омске периода худпрома. Видно явное влияние "конструктивизма". Хотя присутствовавший при разговоре историк архитектуры Виктор Кузеванов считает, что наиболее верный вариант обозначения этого стиля "авангардизм". Автор работы Петр Лантратов.

Не нашедший воплощения проект одного из худпромовцев, по всей вероятности, торговая зона возле театра драмы. Храм Мельпомены в верхней части снимка, а сама площадь должна была быть реализована на месте нынешнего врубелевского корпуса музея. Постройки планировались деревянными.


Пьедестал под очень большой памятник Ленину. Напоминает усыпальницу.

"Даже в малых формах архитекторы пытались найти свой неповторимый язык", - считает историк архитектуры Виктор Кузеванов. Омск 20-х годов прошлого века был в разрухе и нуждался в абсолютно утилитарных зданиях. Проект общественного отхожего места.

Не нашедший воплощения проект точки общепита. Она должна была стоять на месте нынешнего пивного ресторана, напротив нынешнего Органного зала.

Постхудпромовский период. Проект Зеленого театра в одном из омских парков. Проект был создан в трех вариантах. Но ни один из них не воплотили.

Еще один вариант Зеленого театра

Огромный регулярный парк. В 50-е годы прошлого века государство думало и об отдыхе граждан. Парк с различными локациями должен был напоминать знаменитый московский имени Горького. Как уверят Светлана Изотенко, точно неизвестно, на какой территории хотели воплотить проект. То ли это был бы парк 30-летия ВЛКСМ, то ли площадь СибНИИСХоза.

Также нереализованный проект перестройки знаменитого Дома Батюшкина на набережной Иртыша. Его планировали переделать в детский туберкулезный санаторий. Для этого хотели надстроить еще один этаж.

Реализованный проект середины 50-х годов прошлого века (на фото внизу). Первоначально его проектировали под управлением исправительными учреждениями региона. Но в итоге отдали под офтальмологическую больницу на улице Лермонтова. Правда, проект сделали менее помпезным.

На фото видно, во что в итоге превратилась глазная больница. Состоялся переход из прекрасного дворца в более аскетичное здание.

Вот таким могло бы быть здание Омскэнерго, что на улице Партизанской. Но в итоге все оказалось намного скромнее.

На снимке для сравнения современный вид управления энергетиков

Дом для обкомовских работников. Он и сейчас расположен за театром Драмы. Архитектор здания даже специально был командирован в Москву, чтобы изучить "наполнение" сталинских высоток.

До сих пор существующий огромный жилой дом у цирка. Так называемый "Дом завода Ворошилова". Если общие очертания сохранились, то так называемые "красивости" отошли на второй план.

Как призналась Светлана Изотенко, на 2027 год запланирована крупная выставка произведений из фонда, хранителем которого она является. До этой даты придется провести много подготовительной работы. Прежде всего реставрационной.
Фото БК55