В сентябре, в год своего 30-летия, местный Лицейский театр решил стать Малым Камерным Лицейским. Теперь пришла пора закрепить новый бренд репертуаром.
Собственно и ранее худрук лицеистов Сергей Тимофеев тяготел к серьезной вечерней афише. И, главное, труппа ее, что называется, «тянула». Вполне справлялась с репертуаром.
30-летний Алексей Осипов, претендующий на место нового творческого лидера самого миниатюрного омского учреждения Мельпомены (летом он стал одним из победителей конкурса на замещение пока еще невакантной должности художественного руководителя), решил взять для постановки пьесу Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Произведение популярное, рассказывающее историю известного древнегреческого баснописца Эзопа.
В советское время довольно часто демонстрировался фильм-спектакль Ленинградского ТВ, где роль Эзопа исполнил Александр Калягин. И остальной актерский ансамбль был ему под стать - Любовь Полищук в расцвете своей красоты и таланта, звездные Олег Табаков и Валентин Гафт. Постановка была снята в 1981 году.
Да и вообще пьеса Фигейредо, вышедшая из-под пера автора в середине 20 века, имеет счастливую сценическую судьбу. Ее активно ставили.
Тем более, что личность баснописца Эзопа всегда была окутана тайной. Известно лишь, что он действительно жил и писал басни, которые не дошли в подлиннике до наших времен, а лишь в пересказе других авторов.
Тем не менее без приема «эзопов стиль» сегодня трудно представить наше мировосприятие. Его часто использовали на театральной сцене, когда впрямую выразить мысль было трудно.
Пьеса у Фигейредо малонаселенная. В ней всего несколько действующих лиц - Клея, жена философа Ксанфа, собственно сам Ксанф, его раб Эзоп, служанка. Ну и два не самых разговорчивых персонажа, но необходимых для понимания развития действия.
Клея (актриса Дарья Оклей)
Ксанф (актер Валентин Рудяк)
Не будем лукавить - роль Эзопа сложна. Осипов отдал ее выпускнику актерского курса ОмГУ 2012 года Ивану Пермякову.
Иван два года отработал в Омской драме. Потом его творческий путь затерялся (во всяком случае информации о том, что делал Пермяков после ухода от «академиков», на сайте «лицеистов» нет).
В 2020-м актер появляется в труппе Лицейского, а теперь уже Малого Камерного театра. Режиссер Осипов, если судить по его комментариям прессе, высоко ценит дарование Пермякова. Действительно, воплотить жажду свободы, о которой грезит Эзоп, не каждому дано. Но Осипов, как будто не надеясь на Ивана, не строит весь спектакль исключительно на нем.
Важным выглядит окружение раба. Жена хозяина Эзопа Клея по фабуле должна влюбиться в него, а тот уродлив. Но Клею привлекает ум. Он особенно бросается в глаза на фоне ее фанфаронистого супруга Ксанфа.
Сыграть умного, наверное, тяжелее всего. Выразительных средств в данном случае не слишком много. И правда: визуальный ряд от Пермякова не очень богат.
Поначалу мало верится, что породистая Клея (актриса Дарья Оклей) способна его полюбить. Но чудо происходит. Скорее стараниями Дарьи Оклей, чем Пермякова.
Вообще, сложилось впечатление, что «Эзоп» (16+) от Омского Малого камерного - это постановка как бы на вырост. Спектакль будет наигрываться и набирать. Пока счет не в пользу Эзопа-Пермякова. Но, кто знает.
Для тех, кто совсем ничего не знает об Эзопе, советуем перед просмотром спектакля все-таки что-то узнать об этом персонаже. Так будет более понятно то, что происходит на сцене.
Фото Анна Шестакова