Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск» стартовал в нашем городе во второй раз. Проводиться он будет, как решили организаторы, в режиме биеннале.
Форум продлится неделю и в течение этого времени публика увидит спектакли разных направлений из Минска, Рязани, Москвы, башкирского Стерлитамака, Тары, Санкт-Петербурга, Оренбурга и Омска. Несмотря на то, что в тревожное время публика жаждет позитива на сцене (это показывает и опыт Великой Отечественной войны) худрук фестиваля Владимир Витько убежден: Достоевский со своим сложным воспитанием души человеческой обязательно необходим.
«Во время СВО, когда идет война добра со злом, а поле битвы, как говорит Митенька Карамазов в «Братьях Карамазовых» - сердца людей, и понимая, и осознавая, что Федор Михайлович Достоевский это, прежде всего, и в первую очередь, человеколюбие, то надо осознавать на чьей мы стороне. Или Достоевского со всем тем, что есть там внутри в его произведениях, или наоборот», - так дипломатично и веско поставил точку в спорах о том, своевременно ли сейчас инсценировать Достоевского или нет, лидер омского театра «Галерка».
Владимир Витько, худрук фестиваля "Достоевский. Омск"
Как бы подтверждая его мысль в 1-й, пока еще неконкурсный день фестиваля, а Национальный драматический театр имени Горького из столицы республики Беларусь выступал в Омске в качестве гостей (то есть их спектакль жюри форума оценивать не будет), продемонстрировал свой взгляд на произведение Федора Михайловича «Идиот».
«У нас оригинальный проект. Наш русский Достоевский, Достоево - это вообще в Брестской области (республика Беларусь — примечание МС2) в сербском понимании режиссера Иваны Жигон в исполнении белорусской команды», - лихо анонсировал свой спектакль худрук Национального академического драматического театра из Минска Сергей Ковальчик.
Сергей Ковальчик, худрук Национального академического драматического театра имени Горького (г. Минск)
Постановка эта прошла уже три десятка раз и пользуется, по словам администрации коллектива, неизменным успехом. И немудрено. Спектакль поставлен крепко, динамично. Можно отметить отличный кастинг, великолепную работу художника по костюма.
А также очень чистую речь актеров, что в современных театрах сегодня большая редкость. Что касается минусов, то режиссер из Сербии Ивана Жиган не случайно поставила этот спектакль в Белоруссии.
Главный герой князь Мышкин (его играет Андрей Сенькин) страдает падучей (эпилепсией). Согласно Достоевскому он возвращается из Швейцарии в стадии ремиссии. То есть эффект, ощутимый от его лечения, достигнут.
Андрей Сенькин в роли князя Мышкина
Однако по Жиган бедный Мышкин, скорее из острой фазы болезни так и не вышел. Он мужчина-ребенок, который что видит, то и говорит, подвергаясь все время насмешкам.
Вряд ли подобная трактовка возможна на Западе. Как минимум Жиган и театр, который это дал, попросили бы быть более лояльными к тяжело больным людям.
Главное украшения спектакля — красавица Вероника Пляшкевич, появившаяся в роли Настасьи Филипповны. Она, как и положено ее героине, демонически прекрасна.
Вероника Пляшкевич в роли Настасьи Филипповны
Эффект усиливает и платье цвета вина, которое ей так идет.
Пляшкевич 39 лет и ее называют в Белоруссии «самой востребованной актрисой ее поколения». В Национальной драме имени Горького она служит с 2006 года. Сейчас ведущий мастер сцены. За плечами у Пляшкевич 70 кинопроектов и работа на ТВ.
Прямо можно сказать, что зачин у второго Международного фестиваля «Достоевский. Омск» удался. Фестиваль продолжит Рязанский театр кукол со своей трактовкой «Преступления и наказания» в постановке горячо любимого критикой и публикой Олега Жюгжды.
Фото БК55