На днях в Омске подошли к концу всегда ожидаемые местными любителями Мельпомены гастроли столичного театра Вахтангова. В течение недели в рамках федеральной программы "Большие гастроли" омичам показали шесть постановок.
В том числе скандальную пятичасовую "Войну и мир" от теперь уже бывшего руководителя вахтанговцев Римаса Туминаса. Спектакль появился в афише в ноябре 2021-го и был показан в Омске четырежды в большом зале музтеатра.
Некоторые, и таких немало, увидели в нем отсыл к текущим военным событиям на Украине. Собственно, на это намекает уже первая сцена постановки Туминаса. В инсценировке режиссера не обходится без обсуждения войны 1812 года. И мостик с актуальностью строится.
Нетленка от Льва Толстого, по словам участвовавшей в постановке звезды Ирины Купченко, создавалась режиссером этюдным методом. То есть Туминас давал задания, а актеры приносили ему свое видение. Купченко призналась, что ее взгляд на образ графини Натальи Ростовой был принят сразу.
"Зрители не шелохнувшись , затаив дыхание , внимали происходящему! Сцена расставания князя Болконского с сыном Андреем - одна из первых, которые тронули сердце и создали аллюзию с происходящим непростым временем в жизни нашей страны!", - описывает впечатления на своей странице вконтакте один из депутатов Омского Заксобрания.
Ему вторит подробно разбирающий спектакль представитель библиотечной сферы.
"Главное действие спектакля - второе. Это Мир между Тильзитом и Неманом. Наташа и Андрей. Она восторженно-истерична: "хочу-хочу-хочу, прямо сейчас!" Он - эгоистично холоден: цок-цок-цок через сцену. Где дуб? Где виндоуз-98 Аустерлица? Где "Voila la belle mort?" Бомба и смерть в обозе...", - признается в соцсетях сотрудник областной Пушкинки.
Напомним, Наташу сыграла 33-летняя Ольга Лерман, а Андрея совсем юный Юрий Поляк. Но, по словам Лерман, признавшейся Туминасу, что она значительно старше канонической Наташи Ростовой, режиссер не видел этот образ как входящую в жизнь девочку. Она, скорее, была уже опытной женщиной по сравнению с зажатым в шорах собственной предубежденности Андреем Болконским.
Андрей и Наташа - Юрий Поляк и Ольга Лерман
Омичи были восхищены взглядом актера Павла Попова на образ Пьера Безухова. В первом действии его сцены были самыми яркими.
Павел Попов - Пьер Безухов
"Попов прекрасен. У Толстого Безухов прекрасен внутренней красотой, но Безухов в исполнении Попова затмевает собой всех. Не по-безуховски, конечно, но актёр талантлив и роль ему удалась", - убеждена в прошлом многолетний руководитель одного из крупных культучреждений региона.
Однако есть и не самые позитивные отзывы наших театралов.
"А вот от спектакля в целом осталось не очень хорошее впечатление (прибалтийское кино всегда было специфичным продуктом), ну не люблю я эти модные заморочки с минимумом декораций, намешенностью стилей, ощущением набора картинок, а не единого процесса. Последняя военная часть очень тяжела к восприятию из-за череды длинных монологов героев (лучший Евгений Князев в роли старшего Болконского) на фоне общей усталости на пятом часу спектакля", - резюмирует омичка, работающая в финансовой сфере (стиль автора поста сохранен).
С последним мнением нельзя не согласиться: эклектика присутствовала. Да и декорации в виде огромной серой стены и подиума оставляют, по большей части, недоумение.
Заметим, что на пресс-конференции перед спектаклем "Война и мир" актеры-вахтанговцы пели дифирамбы уволенному весной 2022-го министром культуры РФ Ольгой Любимовой Римасу Туминасу. Пришедший ему на смену в директорское кресло Кирилл Крок благоразумно молчал. Кресло худрука на данный момент у вахтанговцев вакантно.
"Так сложно найти художественного руководителя для академического театра", - сказала местным журналистам Ирина Купченко.
Впрочем, очень похоже, что в ближайшее время его и не будет. Кирилл Крок продвигает концепт о театре-бренде. А это значит, что, вероятнее всего, появится не худрук, а главный режиссер.
Омичи признаются: гастроли театра Вахтангова, как и фестиваль "Золотая маска" в Омске, позволяют им быть в курсе столичной театральной жизни, даже не выезжая из Сибири. Да и ценовую политику на спектакли вахтанговцев наши театралы нашли щадящей.
Фото Андрей Кудрявцев