«Транс» - одиннадцатая киноработа британского кинорежиссера Дэнни Бойла. Не будем расписывать, насколько он прекрасен и талантлив, достаточно беглым взглядом окинуть список снятых им фильмов - «На игле», «Пляж», «28 дней спустя», оскароносный «Миллионер из трущоб».Итак, сюжет картины переносит нас в Лондон, где главный герой Саймон (Джеймс МакЭвой), сотрудник аукционного дома, начинает от первого лица повествовать нам про десятиминутное ограбление и украинских спецназовцев, сидящих в черном фургоне. В качестве грабителей выступает шайка бандитов во главе с Фрэнком (Венсан Кассель). После неудачной попытки предотвратить кражу картины Франсиско де Гойя «Ведьмы в воздухе» Саймон получает смачный удар прикладом дробовика по голове и падет без сознания. Повествование от первого лица плавно заканчивается, и начинается основная сюжетная линия фильма «Транс».
Если говорить о сюжете, то тут никак не обойтись без спойлеров. Конечно, основные головокружительные повороты сюжета не раскроем, но есть более мелкие детали, которые могут вам немного подпортить впечатления о фильме.
Собравшись в своем логове, бандиты осознают, что украли только красивую, но ничего не стоящую рамку, а самой картины и след простыл. В то же время, придя в себя, Саймон помнит все, кроме того, где находится картина.
И тут первый сюжетный поворотик - оказывается, Саймон изначально был в сговоре с бандитами и должен был благополучно передать им картину. После нескольких вырванных ногтей и прочих неудачных попыток восстановить память Саймона и выяснить, где же эта чертова картина, они решают обратиться к обворожительной гипнотизерше Элизабет (Розарио Доусон).
Перефразируя крылатую фразу из советского кинофильма Джентльмены удачи «Украл, выпил - в тюрьму!», про фильм «Транс» можно сказать: «Украл, потерял память - в подсознание!» Романтика.
Сцены реальности и гипноза переплетаются воедино, ставя под сомнение реальность происходящего на экране. Мотивы и действия главных персонажей шокируют и заставляют усомниться, кто же есть вор, кто жертва, а кто хладнокровный убийца. Поверьте, у каждого из них спрятано не по одному скелету в шкафу.
Легче объяснить все на примере: допустим, вы знакомитесь с человеком по имени Марк. У вас завязывается дружба, вы доверяете друг другу. Далее вы узнаете, что его зовут не Марк и что он не друг вам вовсе. Потом оказывается, что вы были знакомы с ним задолго до вашего знакомства, но не помните этого, а тем временем Марк вам уже навешал столько лапши на уши (или не навешал?), что вы не знаете, чему верить. Потом щелчок пальцев, и оказывается, что Марка вовсе не существовало и вообще все это был сон собаки.
Ну, вы поняли. Примерно в таком вот ключе и развивается сюжет фильма.
Отдельно отметим великолепное музыкальное сопровождение. Оно постепенно вводит зрителя в то самое состояние транса, а затем резким аккордом вновь возвращает нас в реальность. Финальная песня еще надолго засядет в вашей голове.
Стоит немного сказать про актеров. Их тут ровно столько же, сколько и на постере, - трое. Еще есть трое бандитов, которые просто есть, и за весь фильм говорят лишь несколько реплик. Безусловно, основной актерский груз упал на плечи Джеймса МакЭвоя. Актеру пришлось на протяжение всего фильма изображать по сути нас - зрителей, которые пришли в кино. Потому что мы, как и главный персонаж, не понимаем, что происходит, и постепенно возвращаем память и узнаем, кто есть кто и что же случилось на самом деле. И он мастерски справляется с поставленной перед ним задачей.
Венсан Кассель играет Венсана Касселя. Ничего выдающегося, роль для него абсолютно привычная, этакий мальчиш-плохиш.
Безусловно, главным достоинством фильма является актриса Розарио Доусон. И дело тут вовсе не в ее актерских способностях (весь фильм примерно одно и то же выражения лица), а в общей сексуальности и таинственности, витающей над ее образом. В одной из сцен неожиданно для зрителей она появляется в костюме Евы, и речь идет не о банальном топлес, а о полной обнаженке. Поначалу возникает ощущение, что эта сцена неуместна, так как отвлекает все ваши мысли и внимание на великолепную фигуру Элизабет. Но запомните! В этом фильме ничего не происходит просто так, и уже через несколько минут зрителю объясняют, почему ему было необходимо увидеть голую Элизабет.
Бармен Дэнни Бойл берет и играючи смешивает ингредиенты таких фильмов, как «Помни», «Начало», «Остров проклятых», «Вспомнить все». Взбалтывает, но не сильно перемешивает. Выливает получившийся коктейль на киноэкран, украшает взбитыми голливудскими сливками (Венсан Кассель, Джеймс МакЭвой), а сверху кладет красную сладкую вишенку (Розарио Доусон). Выдает зрителю по коктейльной трубочке и плавно, не торопясь предлагает попивать «напиток» на протяжение 101 минуты, которую идет фильм.
Этот фильм относится к категорий таких картин, которые неидеальны и их есть за что поругать, но делать этого не хочется. А хочется после выхода из кинотеатра взять и все забыть, просто стереть себе память. Что бы на следующий день вернуться в кинотеатр и посмотреть фильм снова.
И в конце хотелось сказать лишь одно слово - ЗЕМЛЯНИКА!
Текст: Сергей Кориков
Фото: kinopoisk.ru