Главный губернаторский телерупор - «12 канал» решился реализовать идею съемки фильма о русском поэте, драматурге и переводчике, критике Иннокентии Анненском. В 1855 году он родился в Омске.
Считается, что наш земляк оказал большое влияние на определенные литературные течения, возникшие в начале 20 века. Черты творчества Анненского обнаруживают в произведениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова.
Его стихотворение «Среди миров» стало основой для одного из романсов прославленного шансонье Александра Вертинского. Впрочем, все это есть в статьях об Анненском.
Фильм «12 канала», по большому счету, не об этом. И даже не об Омске и его славном талантливом сыне, родившемся у нас.
Иннокентий Анненский. фото 1900-е годы. Анненский прожил всего 54 года.
Он о восприятии имени Анненского автором задумки, сценария и режиссера картины Светланы Веретенниковой. «Поэт Никто» назвала она свою ленту. Никто - один из множества литературных псевдонимов Иннокентия Анненского.
По большому счету первые 40 минут ленты посвящены тому, как обидчив и раним был Иннокентий Федорович. Он больно переживал, что коллеги по литературному журналу, в работе которого он принимал участие, откладывают в долгий ящик публикацию его виршей.
Над ним посмеиваются его соратники по литфронту, его ученицы по Царскосельской гимназии. Все это пытается показать в своей ленте корреспондент «12 канала» Светлана Веретенникова.
Связи с Омском не прослеживается. Кроме скупых упоминаний о том, что Анненский появился на свет в Омске, когда там отбывал каторгу Федор Михайлович Достоевский.
Как итог не очень понятно, а зачем, собственно, омский «12 канал» взялся рассказать о человеке, известном как переводчик 17 трагедий Еврипида, работ Горация, Гете, Бодлера, Верлена, Рембо. Крупного литературоведческого произведения не получилось. Зрители, ничего не ведающие о нашем земляке, получат после просмотра лишь отрывочные знания.
Не вышло и художественного произведения. Хотя в «Поэте Никто» задействованы актеры омских театров. Видимо, поэтому презентация ленты прошла в зале Омской Драмы, костяк исполнителей составили именно артисты-академики.
Почему не вышло? Возможно, не хватило творческого посыла от режиссера (в качестве него, напомним, обозначена Светлана Веретенникова). Есть вероятность, что сказалась и некоторая неопытность постановщицы в актерских сценах.
И это не вина артистов. Все-таки посыл и задание они получают от режиссера, а тут твердой руки не ощущалось.
Периодически складывалось впечатление, что все отдано на откуп самим актерам. Дескать, поимпровизируйте на заданную тему. Но ведь и хороший импровиз надо готовить совместно с режиссером в рамках идеи. Последняя, видимо, была несколько ходульна.
Задумка, которая проходит красной линией через весь фильм, о готовящемся спектакле по биографии и творчеству Иннокентия Анненского, не выглядела жизнеспособной. Кинематографически видеоряд ленты состоит из большого количества крупных планов, чаще неудачных.
Вышли промашки и с кастингом актеров. Если Виталий Семенов в роли Анненского-взрослого - это явная удача, то выбор артиста на роль режиссера, ключевую в данном случае, это провал. Харизмы у выбранного не хватило.
Неудачно было и дробление ленты на сны. Оно уводит от основной темы и не добавляет ничего к портрету личности, которая в центре повествования. Тяжелый неспешный монтаж делает картину затянутой и несколько тягомотной.
Заметим, что «Поэт Никто» снимался целый год на средства фонда культурных инициатив. Работа большая и ее итог - это, скорее, промежуточный вариант. Есть ли вероятность, что «12-шка» доведет ленту до ума, чтобы она стала ближе омичам или хотя бы более понятной публике не от литературоведения?
Фото из открытых интернет-источников