Неурожай нынче в омских театрах на представителей негроидной расы, а потому роль венецианского мавра в новой постановке ТЮЗа «Отелло» исполнил актер с европейской внешностью Сергей Дряхлов. Более того, режиссер спектакля Владимир Золотарь заявил прессе, что если бы не было Дряхлова, он вообще бы не стал ставить эту пьесу.Отелло (Сергей Дряхлов) в центре в белом костюме, Дездемона (Ирина Коломиец)
Чем так поразил опытного постановщика и педагога этот лицедей, г-н Золотарь раскрывать не стал. Впрочем, то, что мавр не черный, не исключало ссылок в тексте, произносимом актерами, на его африканское происхождение. Хотя, возможно, что к следующей версии «Отелло», а режиссер Золотарь не скрывает, что первое действие длинновато и должно идти короче полутора часов, как сейчас, этих расхождений с видимым на сцене не останется.
Тимофей Греков (Яго)
Начало и правда затянуто. Хотя Тимофей Греков, под знаком которого и прошла первая половина спектакля (он появляется в роли Яго - прим. МС2), очень старается свои бесконечные тексты произносить с драйвом. И у него это получается. Однако в самом действе больше внутреннего, чем внешнего действия.
Ну, придумали Золотарь с художником Михаилом Кукушкиным бассейн, по которому скачут герои, не щадя обуви. Вода из бассейна используется для всего: хорошо хоть еду, в приготовлении которой для своих подчиненных были замечены военачальник Отелло и его поручик Яго, не готовили. Привет санэпидстанции. Если честно, уже спустя 20 минут спектакля начинаешь думать: «А чего это герои все время только в воде?! Может, они ихтиандры? (респект тем, кто помнит знаменитый фильм с Кореневым в главной роли про молодого человека, который лучше себя чувствовал в воде, чем на суше)».
Нет, как выяснилось, не ихтиандры. Просто только Шекспира недостаточно теперь, чтобы привлечь зрителя. Тем более молодого, а именно на него, как заявляют в ТЮЗе, рассчитан новый «Отелло». С военизированной тематикой, костюмами дожей-сенаторов из магазина «Джон» (исторические туалеты обычные дети из омских школ с сегодняшней недопрограммой образовательной вряд ли бы поняли), и любовно-карьерными перипетиями, которые вне времени.
Золотарь сделал спектакль, который долго будут обсуждать. Он поступил верно. Привлек внимание к ТЮЗу, авось ремонт капитальный начнется раньше. Зрители пойдут на «Отелло», если, конечно, удастся все же подсократить продолжительность постановки. Слишком долго для зала, где нет элементарной вентиляции. Во всяком случае, в день премьеры ее не было.
Из актерских работ хочется выделить Тимофея Грекова, который сыграл карьериста Яго. Он у него такой типичный товарищ из глубинки, для которого работа все: годам к 50, а может, и раньше такие путем сложных манипуляций дослуживаются до высокого поста или… умирают, не добившись его - смысл-то жизни утерян. Хороша Ирина Коломиец в роли Дездемоны, обыкновенной девушки с виду, но с большими чувствами внутри. Прав Золотарь оказался и насчет Сергея Дряхлова. Его сложно было увидеть в этой роли, но в программке второго исполнителя на этот образ нет. Как признался СМИ Владимир Золотарь: «Если мы сразу можем представить всех актеров на ту или иную роль в пьесе, то зачем ее ставить».
Интересен Анатолий Звонов в роли отца Дездемоны, каждый раз умеющий найти какие-то новые краски для своего очередного образа. Да и вообще, взрослые тюзовцы, вышедшие на сцену в качестве политиков-властителей, хоть и выглядели внешне весьма утрированно (черные очки, темные костюмы - чем не образ политического деятеля или чиновника высшего ранга?), тем не менее сделали задумку Золотаря абсолютно современной. Как раз для 14-16-летних. Эти типажи ребята ежедневно видят на ТВ-экранах.
В спектакле принимает участие брасс-квинтет Омской филармонии, и хочется, чтобы по ходу действа его использовали чаще.
Впрочем, это лишь мое субъективное впечатление. В любом случае, «Отелло» от Золотаря - явная победа тюзовцев. И, прежде всего, над собой. Теперь дело за зрителем. Выдержит ли он три часа актуализированных шекспировских страстей? Ведь, как известно, современники мыслят клипово.
Василий Романов